Сергей Маликов
25.06.2021
2055521

Провиженинг софтфона Zoiper

Провиженинг – способ автоматизации получения конфигурации (софтфонами, телефонами). Механизм провиженинга используется для оперативного получения или внесения изменений в конфигурацию, не затрагивая при этом пользователей (не вовлекая их в какие-либо действия). Провиженинг доступен в премиум версиях Zoiper. О настройке Zoiper с помощью графического интерфейса см. в статье. Провиженинг Zoiper Провиженинг в Zoiper управляется локальным файлом с […]

Провиженинг – способ автоматизации получения конфигурации (софтфонами, телефонами). Механизм провиженинга используется для оперативного получения или внесения изменений в конфигурацию, не затрагивая при этом пользователей (не вовлекая их в какие-либо действия).

Провиженинг доступен в премиум версиях Zoiper. О настройке Zoiper с помощью графического интерфейса см. в статье.

Провиженинг Zoiper

Провиженинг в Zoiper управляется локальным файлом с настройками (XML документ в кодировке UTF-8) – provision.xml.
Он должен быть расположен в одном из следующих мест (они проверяются на наличие файла с именем provision.xml в описанном порядке):

  • Текущий рабочий каталог софтфона (поле Start In в свойствах ярлыка в Windows).
  • Каталог с исполняемым файлом софтфона:
    В Windows исполняемый файл находится в каталоге установки софтфона (т.е. является единственным). По умолчанию софтфон устанавливается в C:\Program Files (x86)\Zoiper5.
    В Linux исполняемый файл обычно находится в одном из каталогов, предназначенных для исполняемых файлов (например, /usr /bin, /usr/local/bin, /bin и т. д.).
  • Каталог данных приложения для текущего пользователя. По умолчанию он имеет один из следующих путей, в зависимости от платформы.
    • В Windows путь к каталогу -% APPDATA%\Zoiper5. 
      Его местоположение отличается у различных версий Windows (USER – это имя текущего пользователя):
      в версиях Windows до Vista он находится в C: \Documents and Settings \USER\Application Data\Zoiper5;
      в Windows Vista и более поздних версиях он находится в C:\Users\USER\AppData\Roaming\Zoiper5.
    • В Linux путь к каталогу — ~ /.Zoiper5. Обычно он находится  в /home/USER/.Zoiper5, где USER – это имя текущего пользователя.

Создание этого файла не входит в стандартную процедуру установки софтфона (т.е. его нужно создавать вручную). При запуске Zoiper проверяет существует ли данный файл и пытается его прочитать, если файл имеет недопустимый формат – пропускает это действие. Если файл успешно прочитан, Zoiper пытается получить свои настройки  в соответствии с параметрами, указанными в этом конфигурационном файле.

Zoiper сначала загружает сначала данные из локального конфигурационного файла (в Windows из % APPDATA% \Zoiper5), а затем подгружает параметры из удаленного файла с настройками. Т.е. софтфон заменяет локальные параметры параметрами, имеющимися на удаленном сервере (но только для тех опций, которые присутствуют  на удаленном сервере). Это позволяет указывать локально некоторые части конфигурации (например настройки звука).

Файл провиженинга – находится в XML формате и имеет следующую структуру:

  1. provision – главный элемент
    • base_urls: раздел с несколькими входящими в него блоками, определяющими базовые URL-адреса, используемые для обеспечения, где каждый URL-адрес имеет свой собственный раздел base_url.
      • base_url: этот параметр определяет URL-адрес сервера обеспечения, используемого для обеспечения. Тип: строка. Значение по умолчанию – пустая строка.
        1. Если для параметра authentication_type используется URL-аутентификация, пользователь сможет указать некоторые значения параметров для подстановки в URL-адресе — параметры username и password. Они заменяются одним из следующих элементов в зависимости от значения параметра user_input_authentication:
        2. имя пользователя и пароль, введенные пользователем, если включена проверка подлинности user_input_authentication;
        3. опции username и password, если параметр user_input_authentication отключен.
        4. Если инициализация с использованием URL-адреса завершилась неудачно, софтфон попытается получить настройки со следующего. Если ни с одним из них ничего не получится, отобразится сообщение об ошибке.
  2. options: раздел, содержащий параметры, управляющие поведением процесса провиженинга.
Пример файла provision.xml
Пример файла provision.xml

Данные о конфигурации

Софтфон также использует файл, содержащий данные о конфигурации (локальный файл) для установки и самонастройки параметров. При изменении параметров с помощью графического интерфейса Zoiper параметры вносятся в этот конфигурационный файл.

Софтфон (премиум версий) может быть автоматически настроен с использованием данных о конфигурации, находящихся на удаленном сервере (точнее, на HTTP-сервере), что называется провиженингом (см. выше).

Данные о конфигурации хранятся в виде XML-документа с использованием кодировки UTF-8 .

Локально софтфон хранит данные конфигурации в файле XML – Config.xml. Он находится в каталоге %APPDATA%\Zoiper5.

Файл с данными о конфигурации Zoiper (Free)
Файл с данными о конфигурации Zoiper (Free)

Расположение директории отличается у разных версий Windows (USER — имя текущего пользователя Windows). В ранних версиях Windows (до Vista) он находится в C:\Documents and Settings\USER\Application Data\Zoiper5. В Windows Vista и более поздних версиях он находится в C:\Users\USER\AppData\Roaming\Zoiper5.

По умолчанию софтфон создает файл данных конфигурации с дефолтными значениями, если файл отсутствует.

Основные параметры:

options: основной раздел конфигурации (соответствует корневому элементу документа).
general: раздел для общих опций.
audio: раздел для опций, связанных со звуком.
hid: раздел для опций, связанных с HID телефонией.
codecs: блок, определяющий используемые глобально кодеки.

  • Этот блок также встречается в разделе account, где его параметры относятся к настройке кодеков для определенного SIP или IAX аккаунта.
  • Параметры в этом разделе не зависят от учетной записи. Они используются для вызовов, которые не связаны с определенной учетной записью.
  • codec – раздел для параметров, относящихся к определенному кодеку. Каждый кодек имеет id. 0 – uLaw; 1 – GSM; 2 – iLBC30; 6 – aLaw; 24 – Speex NB

accounts: раздел со входящими в него блоками, определяющими используемые учетные записи, где каждая учетная запись имеет свой собственный раздел account.

  • account: раздел для опций, связанных с конкретной учетной записью.

sip_options: раздел для опций, связанных с протоколом SIP.

  • Параметры в этом разделе не зависят от учетной записи.

iax_options: раздел для опций, связанных с протоколом IAX.

  • Параметры в этом разделе не зависят от учетной записи.

rtp_options: раздел для опций, связанных с протоколом RTP.
stun: раздел для параметров, относящихся к серверу STUN по умолчанию.
diagnostics: раздел для опций, связанных с диагностикой.
network: раздел для опций, связанных с сетью.
chat: раздел для параметров, связанных с функциональностью чата.
provision: раздел для параметров, связанных с функцией провиженинга.
popup: раздел для параметров, относящихся к всплывающим диалогам.
video: раздел для опций, связанных с видео.
skin: раздел для опций, связанных с оформлением внешнего вида.
forwarding_and_auto_answer: раздел с параметрами, которые актуальны в режиме переадресации и автоответа.
open_url_on_event: раздел с несколькими входящими в него блоками, определяющими URL-адреса, которые должны открываться при возникновении данного события, где каждый URL-адрес имеет свой собственный раздел open_url_on_event_item. При настройке открываемых URL-адресов используются следующие цифровые значения параметров:

  • 0 – никогда не открывать URL;
  • 1 – ответ на звонок;
  • 2 – по входящему и исходящему звонку;
  • 3 – при ответе на входящий звонок;
  • 4 – при входящем звонке;
  • 5 – при ответе на исходящий звонок;
  • 6 – при исходящем звонке.

gui: раздел для параметров, связанных с графическим пользовательским интерфейсом (GUI).
profile: раздел для опций, связанных с профилем присутствия пользователя.
contact_services: раздел с несколькими входящими в него блоками, определяющими службы контактов, где для каждой учетной записи есть свой раздел contact_service.
google_analytics: раздел для параметров, связанных с функцией сбора данных Google Analytics.
crash_handler: раздел для параметров, связанных с сообщениями о сбоях.
proxy: раздел для параметров, связанных с прокси-сервером.

См. также другие статьи:
Обзор софтфонов на Windows
О WiFi, софтфонах и Asterisk
Обзор софтфонов для Linux
Провиженинг Softphone.Pro

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Остались вопросы?

Я - Компаниец Никита, менеджер компании Voxlink. Хотите уточнить детали или готовы оставить заявку? Укажите номер телефона, я перезвоню в течение 3-х секунд.

VoIP оборудование


ближайшие курсы

10 доводов в пользу Asterisk

Распространяется бесплатно.

Asterisk – программное обеспечение с открытым исходным кодом, распространяется по лицензии GPL. Следовательно, установив один раз Asterisk вам не придется дополнительно платить за новых абонентов, подключение новых транков, расширение функционала и прочие лицензии. Это приближает стоимость владения станцией к нулю.

Безопасен в использовании.

Любое программное обеспечение может стать объектом интереса злоумышленников, в том числе телефонная станция. Однако, сам Asterisk, а также операционная система, на которой он работает, дают множество инструментов защиты от любых атак. При грамотной настройке безопасности у злоумышленников нет никаких шансов попасть на станцию.

Надежен в эксплуатации.

Время работы серверов некоторых наших клиентов исчисляется годами. Это значит, что Asterisk работает несколько лет, ему не требуются никакие перезагрузки или принудительные отключения. А еще это говорит о том, что в районе отличная ситуация с электроэнергией, но это уже не заслуга Asterisk.

Гибкий в настройке.

Зачастую возможности Asterisk ограничивает только фантазия пользователя. Ни один конструктор шаблонов не сравнится с Asterisk по гибкости настройки. Это позволяет решать с помощью Asterisk любые бизнес задачи, даже те, в которых выбор в его пользу не кажется изначально очевидным.

Имеет огромный функционал.

Во многом именно Asterisk показал какой должна быть современная телефонная станция. За многие годы развития функциональность Asterisk расширилась, а все основные возможности по-прежнему доступны бесплатно сразу после установки.

Интегрируется с любыми системами.

То, что Asterisk не умеет сам, он позволяет реализовать за счет интеграции. Это могут быть интеграции с коммерческими телефонными станциями, CRM, ERP системами, биллингом, сервисами колл-трекинга, колл-бэка и модулями статистики и аналитики.

Позволяет телефонизировать офис за считанные часы.

В нашей практике были проекты, реализованные за один рабочий день. Это значит, что утром к нам обращался клиент, а уже через несколько часов он пользовался новой IP-АТС. Безусловно, такая скорость редкость, ведь АТС – инструмент зарабатывания денег для многих компаний и спешка во внедрении не уместна. Но в случае острой необходимости Asterisk готов к быстрому старту.

Отличная масштабируемость.

Очень утомительно постоянно возвращаться к одному и тому же вопросу. Такое часто бывает в случае некачественного исполнения работ или выбора заведомо неподходящего бизнес-решения. С Asterisk точно не будет такой проблемы! Телефонная станция, построенная на Asterisk может быть масштабируема до немыслимых размеров. Главное – правильно подобрать оборудование.

Повышает управляемость бизнеса.

Asterisk дает не просто набор полезных функций, он повышает управляемость организации, качества и комфортности управления, а также увеличивает прозрачность бизнеса для руководства. Достичь этого можно, например, за счет автоматизации отчетов, подключения бота в Telegram, санкционированного доступа к станции из любой точки мира.

Снижает расходы на связь.

Связь между внутренними абонентами IP-АТС бесплатна всегда, независимо от их географического расположения. Также к Asterisk можно подключить любых операторов телефонии, в том числе GSM сим-карты и настроить маршрутизацию вызовов по наиболее выгодному тарифу. Всё это позволяет экономить с первых минут пользования станцией.