Приоритезация трафика для улучшения качества голоса в IP-телефонии

Для качественной передачи голоса в IP-телефонии крайне важно, чтобы все пакеты с голосом доставлялись от оператора связи вовремя: без задержек и потерь. В том случае, когда для IP-телефонии существует один выделенный канал, а для доступа сотрудников в Интернет — другой выделенный канал, в кажом из которых обеспечивается требуемая гарантированная полоса пропускания, связь будет работать отлично.Однако в случаях, когда для подключения IP-телефонии используется тот же самый канал, через который подключен доступ в Интернет для сотрудников компании, могут возникать ситуации, когда из-за загруженного канала пакеты с голосом просто не могут пройти. При этом трафик данных может притеснять трафик голоса, что мгновенно скажется на качестве передаваемой речи. И именно в этом случае на помощь приходит механизм приоритезации трафика (QoS).

Приоритезация трафика (QoS — Quality of Service) — это функция определенных моделей маршрутизаторов доступа в Интернет, которая анализирует проходящий трафик и определяет в нем пакеты IP-телефонии, после чего дает именно таким пакетам максимальный приоритет для обеспечения гарантированной ширины полосы пропускания сети.
Данный механизм позволяет повысить качество звучания речи, особенно в условиях медленного канала доступа в Интернет.

Необходимость в приоритезации трафика (QoS) в IP-телефонии

Приоретизация нужна тогда, когда канал доступа в Интернет используется для передачи речи, а это бывает в следующих случаях:

  • Компания использует входящую и/или исходящую связь от оператора IP-телефонии с подключением через публичный Интернет
  • К серверу компании подключены удаленные сервера IP-телефонии и/или абоненты IP-телефонии, находящиеся за пределами офиса
  • Компания использует корпоративный Skype-аккаунт и/или кнопку звонка с сайта, подключенные к серверу Asterisk через Интернет

Во всех этих случаях трафик будет передаваться через корпоративный роутер и может притесняться трафиком данных, например, если кто-то   из сотрудников качает торренты, сотрудники активно пользуются Интернетом или в иных ситуациях, когда канал интенсивно загружен.

На следующей схеме представлена классическая схема организации сети:

Особенностью любого офисного подключения к Интернет в том, что скорость подключения к Интернету значительно ниже скорости внутренней сети. И тут возникает вопрос: «Одинаково ли будет работать приоритезация в направлении Локальная сеть -> Интернет и Интернет -> Локальная сеть?». Оказывается, что нет. И ответ лежит на поверхности:

1. В случае, когда роутеру на вход по быстрому каналу (из Локальной сети) поступает большой объем данных, из этого объема не сложно выбрать именно те данные, которые обладают высоким приоритетом и направить их в канал в первоочередном порядке.

2. В случае, когда роутеру из медленного канала поступает поток данных в быстрый канал, то как выполнять приоритезацию, если пакеты уже поступили на роутер? Что именно должен делать роутер? Пакеты УЖЕ поступили в сеть компании и их остается лишь доставить Пользователю. Но в этом случае очевидно, что входящий канал может быть забит пользовательскими данными, а вот трафик телефонии отрезан еще на стороне оператора.

Стандартные механизмы QoS позволяют приоритезировать исходящий трафик, но не имеют возможности управлять входящим трафиком. Надпись «Поддержка QoS» на коробке Вашего маршрутизатора вовсе не означает, что эта функция позволит улучшить качество голоса. Чаще всего за такой надписью QoS находится лишь маркетинговая уловка.

Как работает QoS для приоритезации входящего трафика

Задача приоритезации именно входящего трафика решается лишь некоторыми моделями маршрутизаторов. Основная проблема QoS входящего трафика, как говорилось ранее, в том, что трафик уже поступил на маршрутизатор со стороны медленного канала, а нужный нам трафик был отсеян еще вышестоящим маршрутизатором на стороне провайдера.

Так как же заставить вышестоящий маршрутизатор передавать нам именно те данные, которые являются более важными? Ответ — никак (если не считать метода DSCP, не работающего у российских провайдеров).

Единственная возможность — влиять на сами потоки данных, замедляя их до того, как в сети наступит перегрузка. Поэтому задачей маршрутизатора становится слежение за всеми сессиями проходящего трафика, определение того, какой трафик является низкоприоритетным и «подтормаживание» его за счет выборочного удаления пакетов, что приводит к замедлению передачи отправителем. В маршрутизаторах Cisco за этот механизм отвечает алгоритм LLQ, в маршрутизаторах Mikrotik — алгоритм HTB.

Оборудование для приоритезации трафика QoS

Мы в своей работе используем оборудование для QoS двух производителей:

  • Маршрутизаторы Cisco (серии 2611XM, 28xx, 29xx, 871)
  • Маршрутизаторы Mikrotik RB75x.

Маршрутизатор Cisco 2611XM с поддержкой QoS

Линейка Cisco 2611XM уже не выпускается, однако мы продаем клиентам refurbished-оборудование, что позволяет приобрести маршрутизатор Cisco с гарантией по цене маршрутизатора D-Link (как если выбирать между слегка подержаным Mercedes и новой ВАЗ-2110). Эти маршрутизаторы отлично подходят для офисов компаний с подключением к Интернету на скорости до 10-ти Мбит/сек. Стоимость маршрутизатора Cisco 2611XM-Refurbished составляет всего 9000 рублей.

Маршрутизатор Cisco 2811XM с поддержкой QoS

Данные маршрутизаторы ориентированы на компании с большой численностью сотрудников. В определенных моделях присутствуют модули аппаратного шифрования VPN-K9. Эти роутеры Cisco идеально подходят для обеспечения задач коллективного доступа в Интернет и приоритезации трафика для компаний с численностью до 50-ти человек и скоростью канала доступа в Интернет до 30 МБит/сек. Стоимость таких маршрутизаторов составляет порядка 60000 рублей в базовой комплектации.

Маршрутизатор Mikrotik RB-751 с поддержкой QoS

Данную линейку маршрутизаторов можно было бы смело назвать «Cisco для экономных», так как в этих роутерах идеально сочетаются большие возможности по управлению трафиком и функциональность, не уступающая Cisco. Мы очень часто используем эти маршрутизаторы для подключения к Интернету и приоретизации трафика в компаниях, численностью до 20-ти сотрудников. Стоимость на маршрутизаторы этой серии составляет порядка 3500 рублей. Цены можно посмотреть в нашем Каталоге.

Требования к каналу доступа в Интернет

Для качественной настройки QoS к каналу Интернет выдвигаются следующие требования:

Канал Интернет должен обладать стабильной скоростью на входящем и исходящем потоке.
Средняя загруженность канала не должна превышать 70%.
Задержки и джиттер в канале должны быть минимальными.

Работы по настройке функций по приоритезации трафика (QoS)

Комплекс работ по настройки приоритезации трафика занимает порядка 1-2 дней по времени и порядка 10000 рублей по стоимости.

Работы состоят из трех этапов:

  • Оценка существующей сетевой инфраструктуры. Составление плана по замене маршрутизатора.
  • Конфигурирование маршрутизатора (Cisco или Mikrotik)
  • Слежение и отладка

Для того, чтобы оставить заявку на выполнение работ по приоритезации телефонного трафика, позвоните нам по телефону +7 (495) 989-85-33 или напишите запрос на адрес [email protected].

Остались вопросы?

Я - Виталий Шелест, менеджер компании Voxlink. Хотите уточнить детали или готовы оставить заявку? Укажите номер телефона, я перезвоню в течение 3-х секунд.

VoIP оборудование


ближайшие курсы

10 доводов в пользу Asterisk

Распространяется бесплатно.

Asterisk – программное обеспечение с открытым исходным кодом, распространяется по лицензии GPL. Следовательно, установив один раз Asterisk вам не придется дополнительно платить за новых абонентов, подключение новых транков, расширение функционала и прочие лицензии. Это приближает стоимость владения станцией к нулю.

Безопасен в использовании.

Любое программное обеспечение может стать объектом интереса злоумышленников, в том числе телефонная станция. Однако, сам Asterisk, а также операционная система, на которой он работает, дают множество инструментов защиты от любых атак. При грамотной настройке безопасности у злоумышленников нет никаких шансов попасть на станцию.

Надежен в эксплуатации.

Время работы серверов некоторых наших клиентов исчисляется годами. Это значит, что Asterisk работает несколько лет, ему не требуются никакие перезагрузки или принудительные отключения. А еще это говорит о том, что в районе отличная ситуация с электроэнергией, но это уже не заслуга Asterisk.

Гибкий в настройке.

Зачастую возможности Asterisk ограничивает только фантазия пользователя. Ни один конструктор шаблонов не сравнится с Asterisk по гибкости настройки. Это позволяет решать с помощью Asterisk любые бизнес задачи, даже те, в которых выбор в его пользу не кажется изначально очевидным.

Имеет огромный функционал.

Во многом именно Asterisk показал какой должна быть современная телефонная станция. За многие годы развития функциональность Asterisk расширилась, а все основные возможности по-прежнему доступны бесплатно сразу после установки.

Интегрируется с любыми системами.

То, что Asterisk не умеет сам, он позволяет реализовать за счет интеграции. Это могут быть интеграции с коммерческими телефонными станциями, CRM, ERP системами, биллингом, сервисами колл-трекинга, колл-бэка и модулями статистики и аналитики.

Позволяет телефонизировать офис за считанные часы.

В нашей практике были проекты, реализованные за один рабочий день. Это значит, что утром к нам обращался клиент, а уже через несколько часов он пользовался новой IP-АТС. Безусловно, такая скорость редкость, ведь АТС – инструмент зарабатывания денег для многих компаний и спешка во внедрении не уместна. Но в случае острой необходимости Asterisk готов к быстрому старту.

Отличная масштабируемость.

Очень утомительно постоянно возвращаться к одному и тому же вопросу. Такое часто бывает в случае некачественного исполнения работ или выбора заведомо неподходящего бизнес-решения. С Asterisk точно не будет такой проблемы! Телефонная станция, построенная на Asterisk может быть масштабируема до немыслимых размеров. Главное – правильно подобрать оборудование.

Повышает управляемость бизнеса.

Asterisk дает не просто набор полезных функций, он повышает управляемость организации, качества и комфортности управления, а также увеличивает прозрачность бизнеса для руководства. Достичь этого можно, например, за счет автоматизации отчетов, подключения бота в Telegram, санкционированного доступа к станции из любой точки мира.

Снижает расходы на связь.

Связь между внутренними абонентами IP-АТС бесплатна всегда, независимо от их географического расположения. Также к Asterisk можно подключить любых операторов телефонии, в том числе GSM сим-карты и настроить маршрутизацию вызовов по наиболее выгодному тарифу. Всё это позволяет экономить с первых минут пользования станцией.