Кастомизация маршрутизации AEL
В статье описывается принцип создания конфигурации на AEL. Первое, что необходимо сделать, это создать схему правил по времени. Создание правил по времени Все входящие вызовы идут на правило по времени, проверяющее, является ли текущий день праздничным. Если текущий день – праздничный, происходит озвучивание голосового сообщения и отбой. Сообщения для проигрывания в праздничный день можно озвучить […]
В статье описывается принцип создания конфигурации на AEL.
Первое, что необходимо сделать, это создать схему правил по времени.
Создание правил по времени
Все входящие вызовы идут на правило по времени, проверяющее, является ли текущий день праздничным. Если текущий день – праздничный, происходит озвучивание голосового сообщения и отбой.
Сообщения для проигрывания в праздничный день можно озвучить диктором или записать самостоятельно.
См. статью о создании голосового меню для записи сообщений (напр. для праздничных оповещений) по этой ссылке.
Если текущий день – рабочий и время попадает в рабочий интервал – происходит переход в голосовое меню для рабочего времени. Если время нерабочее – происходит переход на сообщение автоинформатора для нерабочего времени.
Добавим в контекст incoming соответствующие правила:
context incoming{
_X. => {
ifTime (*|*|1-5|jan) {
Playback(new_year_announce);
hangup;
}
ifTime (*|*|23|feb) {
Playback(23_feb_announce);
hangup;
}
ifTime (*|*|8|mar) {
Playback(8_mar_announce);
hangup;
}
ifTime (*|*|1-2|may) {
Playback(1-2_may_announce);
hangup;
}
ifTime (*|*|9|may) {
Playback(9_may_announce);
hangup;
}
ifTime (*|*|12|jun) {
Playback(12_jun_announce);
hangup;
}
ifTime (*|*|4|nov) {
Playback(4_nov_announce);
hangup;
}
ifTime (08:00-16:59|mon-fri|*|*) {
NoOp(***worktime***);
Goto(worktime,${EXTEN},1);
}
ifTime (17:00-07:59|mon-fri|*|*) {
NoOp(***Not worktime***);
Goto(noworktime,${EXTEN},1);
}
}
При тестовом вызове звонок попадает в контекст worktime.
Также, при использовании правил по времени в маршрутизации, необходимо убедиться в корректно установленном времени/часовом поясе на сервере.
date – вывод текущего времени/часового пояса
timedatectl set-timezone Europe/Moscow – установка часового пояса (MSK)
Для синхронизации системных часов можно использовать chrony:
yum install chrony – установка
systemctl start chronyd.service – запуск сервиса
systemctl enable chronyd.service – добавление в автозагрузку
В конфигурационном файле /etc/chrony.conf прописываются ntp сервера
chronyc tracking – проверка синхронизации (смещение системных часов и др. информация)
chronyc sources -v – проверка информации о серверах синхронизации
chronyc sourcestats – статистика по каждому серверу
Также смотрим эту статью об использовании AEL в диалплане и отличии от формата extensions.conf
Голосовое меню
Для рабочего времени добавим IVR, где после проигрывания приветствия в течение 4с будет возможность выбора одного из двух пунктов, по неответу, или, при неправильном выборе вызов будет переведен на доб. 300.
Звуковые файлы необходимо предварительно конвертировать в формат wav, mono, 16bit, 8kHz, например, с помощью Audacity.
Также, необходимо проверить у файлов права на чтение:
context mainivr {
s => {
Answer();
Background(custom/mainivr);
WaitExten(4);
}
1 => {
Dial(SIP/302,60);
}
2 => {
Dial(SIP/302&SIP/303,60);
}
t => {
Dial(SIP/300,60);
}
i => {
Dial(SIP/300,60);
}
}
Вызов AGI скрипта для информирования о пропущенных
Для уведомления о пропущенных внешних вызовах (которые поступают на ivr) в конфигурационном AEL необходимо добавить изменения. В контект mainivr добавляем вызов AGI скрипта, если статус звонка — любой кроме «Отвечен».
h => {
if ("${CDR(disposition)}" != "ANSWERED"){
AGI(sendmail.php,${STRFTIME(${EPOCH},,%H-%M)});
}
HangUp;
}
Создаем AGI скрипт: nano /var/lib/asterisk/agi-bin/sendmail.php
#!/usr/bin/php -q
<?php
require('phpagi.php');
$to = "[email protected]";
$subject = "Уведомление о пропущенном";
$agi = new AGI();
$stdin = fopen('php://stdin', 'r');
$stdout = fopen('php://stdout', 'w');
$callerid = $agi->request[agi_callerid];
$calltime = $argv[1];
$did = $agi->request[agi_dnid];
$message = "Пропущен звонок от " . $callerid . " в " . $calltime . ". Звонил на " . $did;
shell_exec('echo ' . $message . ' | mail -s ' . $subject . ' ' . $to);
fclose ($stdin);
exit(0);
?>
Устанавливаем права на выполнение:
chmod +x /var/lib/asterisk/agi-bin/sendmail.php
asterisk -rvvv
ael reload
При создании AGI скриптов и их тестировании может понадобиться более подробная информация о выполнении AGI скрипта и установленных значениях переменных. Включить дебаг agi в консоли астериск можно командой
agi set debug on
В скрипте echo <переменная>
Посмотреть очередь писем, и, также, управлять ею на сервере можно командами:
mailq – посмотреть очередь сообщений
mailq -q принудительно запустить отправку из очереди
postsuper -d ALL очистить очередь
postsuper -d удалить определенное письмо
также см. статью о настройке Postfix.
Аналогичным образом в диалплане, написанном на AEL можно прописать, например, уведомление о пропущенных в телеграм – смотри эту статью.
Внутренние вызовы
Добавляем контекст localcalls и импортируем его в контекст from-internal
context localcalls {
_3XX => {
NoOp(RECORDING ${RECORDING});
DumpChan();
&recording(${CALLERID(number)},${EXTEN});
Dial(SIP/${EXTEN});
HangUp;
}
}
Исходящие вызовы на внешние номера
Здесь также диалплан на AEL имеет сходства с форматом extensions.conf. Например, конфигурация, описывающая вызовы на городские номера – через транк 4952222233 (разрешены только для 300, 301, 302, 303), вызовы на номера 2хх(через транк to-office-2) на AEL:
context outgoing {
//вызовы на 2хх номера
_2XX => {
&recording(${CALLERID(number)},${EXTEN}); Dial(SIP/to-office-2/${EXTEN});
HangUp;
}
//вызовы на номера 8495
_[78]495X./30[0123] => {
&recording(${CALLERID(number)},7${EXTEN:1});
Dial(SIP/4952222233/7${EXTEN:1});
}
//остальные вызовы запрещены
_[78]X. => {
Playback(custom/zvonok_zapreshen);
HangUp;
}
}
Остались вопросы?
Я - Виталий Шелест, менеджер компании Voxlink. Хотите уточнить детали или готовы оставить заявку? Укажите номер телефона, я перезвоню в течение 3-х секунд.
категории
- DECT
- Linux
- Вспомогательный софт при работе с Asterisk
- Интеграция с CRM и другими системами
- Интеграция с другими АТС
- Использование Elastix
- Использование FreePBX
- Книга
- Мониторинг и траблшутинг
- Настройка Asterisk
- Настройка IP-телефонов
- Настройка VoIP-оборудования
- Новости и Статьи
- Подключение операторов связи
- Разработка под Asterisk
- Установка Asterisk
VoIP оборудование
ближайшие курсы
Новые статьи
10 доводов в пользу Asterisk
Распространяется бесплатно.
Asterisk – программное обеспечение с открытым исходным кодом, распространяется по лицензии GPL. Следовательно, установив один раз Asterisk вам не придется дополнительно платить за новых абонентов, подключение новых транков, расширение функционала и прочие лицензии. Это приближает стоимость владения станцией к нулю.
Безопасен в использовании.
Любое программное обеспечение может стать объектом интереса злоумышленников, в том числе телефонная станция. Однако, сам Asterisk, а также операционная система, на которой он работает, дают множество инструментов защиты от любых атак. При грамотной настройке безопасности у злоумышленников нет никаких шансов попасть на станцию.
Надежен в эксплуатации.
Время работы серверов некоторых наших клиентов исчисляется годами. Это значит, что Asterisk работает несколько лет, ему не требуются никакие перезагрузки или принудительные отключения. А еще это говорит о том, что в районе отличная ситуация с электроэнергией, но это уже не заслуга Asterisk.
Гибкий в настройке.
Зачастую возможности Asterisk ограничивает только фантазия пользователя. Ни один конструктор шаблонов не сравнится с Asterisk по гибкости настройки. Это позволяет решать с помощью Asterisk любые бизнес задачи, даже те, в которых выбор в его пользу не кажется изначально очевидным.
Имеет огромный функционал.
Во многом именно Asterisk показал какой должна быть современная телефонная станция. За многие годы развития функциональность Asterisk расширилась, а все основные возможности по-прежнему доступны бесплатно сразу после установки.
Интегрируется с любыми системами.
То, что Asterisk не умеет сам, он позволяет реализовать за счет интеграции. Это могут быть интеграции с коммерческими телефонными станциями, CRM, ERP системами, биллингом, сервисами колл-трекинга, колл-бэка и модулями статистики и аналитики.
Позволяет телефонизировать офис за считанные часы.
В нашей практике были проекты, реализованные за один рабочий день. Это значит, что утром к нам обращался клиент, а уже через несколько часов он пользовался новой IP-АТС. Безусловно, такая скорость редкость, ведь АТС – инструмент зарабатывания денег для многих компаний и спешка во внедрении не уместна. Но в случае острой необходимости Asterisk готов к быстрому старту.
Отличная масштабируемость.
Очень утомительно постоянно возвращаться к одному и тому же вопросу. Такое часто бывает в случае некачественного исполнения работ или выбора заведомо неподходящего бизнес-решения. С Asterisk точно не будет такой проблемы! Телефонная станция, построенная на Asterisk может быть масштабируема до немыслимых размеров. Главное – правильно подобрать оборудование.
Повышает управляемость бизнеса.
Asterisk дает не просто набор полезных функций, он повышает управляемость организации, качества и комфортности управления, а также увеличивает прозрачность бизнеса для руководства. Достичь этого можно, например, за счет автоматизации отчетов, подключения бота в Telegram, санкционированного доступа к станции из любой точки мира.
Снижает расходы на связь.
Связь между внутренними абонентами IP-АТС бесплатна всегда, независимо от их географического расположения. Также к Asterisk можно подключить любых операторов телефонии, в том числе GSM сим-карты и настроить маршрутизацию вызовов по наиболее выгодному тарифу. Всё это позволяет экономить с первых минут пользования станцией.