Иван Башлаков
02.07.2020
13671

Интерфейс DAHDI — архитектура и использование

DAHDI — (Digium/Asterisk Hardware Device Interface) — технология, обеспечивающая поддержку различного оборудования (в основном плат расширения) в системах VoIP-телефонии. DAHDI разрабатывается компанией Digium (ныне Sagoma) и является частью проекта Asterisk. Все драйверы и утилиты, входящие в состав DAHDI являются открытым программным обеспечением. Программный интерфейс DAHDI не является зависимым от Asterisk, и, также, может использоваться другими […]

DAHDI — (Digium/Asterisk Hardware Device Interface) — технология, обеспечивающая поддержку различного оборудования (в основном плат расширения) в системах VoIP-телефонии. DAHDI разрабатывается компанией Digium (ныне Sagoma) и является частью проекта Asterisk. Все драйверы и утилиты, входящие в состав DAHDI являются открытым программным обеспечением. Программный интерфейс DAHDI не является зависимым от Asterisk, и, также, может использоваться другими приложениями.

Введение

DAHDI ранее носил название Zaptel, поскольку был частью проекта Zapata Telephony Project, разработанного в 2001 году Джимом Диксоном, занимающегося созданием устройств для VoIP-телефонии и поддержкой их для BSD-систем. Позже, с 2008 года, компания Digium начала разработку плат расширений по аналогии с дизайном Диксона, но для систем, основанных на ядре Linux.

Архитектура

Интерфейс DAHDI — это загружаемый модуль ядра, предоставляющий абстрактный уровень между аппаратными драйверами и Asterisk. Использование такой концепции позволяет добавлять поддержку новых устройств с помощью драйверов, не внося изменений в сам Asterisk.Несмотря на то, что Asterisk может быть скомпилирован на разных операционных системах, драйверы DAHDI предназначены для работы непосредственно с ядром Linux. На сегодняшний день известны реализации DAHDI для платформ Solaris и BSD.

DAHDI состоит из двух основных компонентов: модулей ядра (dahdi-linux) и утилит настройки и отладки (dahdi-tools).Такое разделение сделано по той причине, что модули ядра (драйверы) так же портируются на различные операционные системы.

Архитектура DAHDI в составе PBX Asterisk

В список поддерживаемого DAHDI оборудования на сегодняшний день входят следующие устройства (ниже перечислены модули dahdi-linux):

  • Цифровые карты

— модуль wcte43x:

  * Digium TE435: PCI express 4 порта T1/E1/J1;

  * Digium TE436: PCI 2 порта T1/E1/J1;

  * Digium TE235: PCI express 2 порта T1/E1/J1;

  * Digium TE236: PCI 2 порта T1/E1/J1;

— wcte13xp:

  * Digium TE131: PCI express 1 порт T1/E1/J1;

  * Digium TE133: PCI express 1 порт T1/E1/J1 с эхоподавлением;

  * Digium TE132: PCI 1 порт T1/E1/J1;

  * Digium TE134: PCI 1 порт T1/E1/J1 с эхоподавлением;

— модуль wct4xxp:

  * Digium TE205P/TE207P/TE210P/TE212P: PCI 2 порта T1/E1/J1;

  * Digium TE405P/TE407P/TE410P/TE412P: PCI 2 порта T1/E1/J1;

  * Digium TE220: PCI-Express 2 порта T1/E1/J1;

  * Digium TE420: PCI-Express 4 порта T1/E1/J1;

  * Digium TE820: PCI-Express 8 портов T1/E1/J1;

— модуль wcb4xxp:

  * Digium B410: PCI 4 порта BRI;

  * Digium B233: PCI-Express 2 порта BRI с эхоподавлением;

  * Digium B234: PCI 2 порта BRI с эхоподавлением;

  * Digium B433: PCI-Express 2 порта BRI с эхоподавлением;

  * Digium B434: PCI 4 порта BRI с эхоподавлением;

  • Аналоговые карты

— модуль wcaxx:

  * Digium A8A: PCI до 8 портов FXS/FXO;

  * Digium A8B: PCI express до 8 портов FXS/FXO;

  * Digium A4A: PCI до 4 портов FXS/FXO;

  * Digium A4B: PCI express до 4 портов FXS/FXO;

— модуль wctdm24xxp:

  * Digium TDM2400P/AEX2400: до 24 аналоговых портов;

  * Digium Hx8 Series: до 8 аналоговых/BRI 8 портов;

— модуль xpp:

  Xorcom Astribank: USB-подключаемый модуль до 32 BRI и E1/T1 портов;

  • Другие устройства

— модуль wctc4xxp: Обеспечивает трансляцию различных методов кодирования (необходим модуль dahdi_transcode);

— модуль dahdi_dynamic_eth: драйвер TDM over Ethernet (TDMoE). Для функционирования необходим модуль прерываний dahdi_dynamic;

— модуль dahdi_dynamic_loc: Драйвер прерываний локального интерфейса. Для функционирования необходим модуль прерываний dahdi_dynamic.

Отображение статуса каналов DAHDI

В пакет dahdi-tools включены следующие утилиты:

dahdi_cfg — инструмент настройки DAHDI, которая парсит конфигурационный файл /etc/dahdi/system.conf и записывает эту информацию в основной модуль dahdi. Утилита dahdi_cfg запускается автоматически при старте сервиса dahdi в системе.

dahdi_genconf — инструмент обнаружения оборудования и его автоматического конфигурирования. Информацию об обнаруженной конфигурации dahdi_genconf записывает в /etc/dahdi/system.conf и /etc/asterisk/dahdi-channels.conf.

dahdi_hardware — утилита, которая выводит на экран список всего, обнаруженного в системе оборудования, с которым может работать DAHDI.

dahdi_monitor — утилита, производящая мониторинг уровня сигнала на аналоговом канале, а также позволяющая записывать аудиопоток с него. dahdi_monitor отображает визуальное представление уровня входящего и исходящего сигналов и позволяет обнаружить возможные проблемы (слабый сигнал, дисбаланс сигналов). Запись аудиопотока происходит в формате 8 КГц 16 бит.

dahdi_scan — утилита, которая генерирует список каналов DAHDI, с их описанием и подробной информацией.

Вывод утилиты dahdi_scan

dahdi_test — инструмент, который измеряет точность цифровой обработки сигналов программного обеспечения плат расширения FXO/FXS. Чем ближе результат к 100%, тем выше точность цифрового преобразования.

Вывод утилиты dahdi_test

dahdi_speed — утилита, позволяющая оценить скорость работы DAHDI-совместимых устройств в конкретной системе с помощью тестирования.

dahdi_tool — инструмент, позволяющий произвести комплексную оценку работы подключаемого устройства. Объединяет в себе функции вышеописанных утилит. Имеет псевдографический интерфейс.

Интерфейс dahdi_tool

Конфигурационные файлы DAHDI

/etc/dahdi/system.conf — основной конфигурационный файл DAHDI. Определяет параметры потоков, портов, их согласование и синхронизацию, а так же глобальные переменные для всего интерфейса.

/etc/asterisk/chan_dahdi.conf — в данном файле определяются параметры для каждого канала DAHDI, что бы Asterisk  мог их использовать. Данный файл содержит следующие секции:

  • context — направляет канал в определенный контекст (определяет действия при вызове);
  • channel — назначает номер канала (или диапазон каналов);
  • group — объединение каналов в группу;
  • switchtype — устанавливает тип сигнализации для PRI;
  • signalling — определяет вид соединения либо сигнализации (FXO/FXS либо PRI);
  • priindication — данный параметр устанавливает то, как сервер Asterisk должен сигнализировать состояние Busy() и Congestion() для удаленного коммутатора или пользователя;
  • pridialplan — устанавливает тип плана набора для ISDN PRI;
  • overlapdial — определяет передачу набранных цифр в поток.

/etc/dahdi/init.conf — файл, генерируемый при инициализации DAHDI, указанные в нем параметры могут быть переопределены в других файлах.

/etc/dahdi/modules — содержит список модулей (драйверов устройств), для загрузки.

/etc/dahdi/genconf_parameters — устанавливает параметры тонкой настройки для утилиты dahdi_genconf.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Остались вопросы?

Я - Першин Артём, менеджер компании Voxlink. Хотите уточнить детали или готовы оставить заявку? Укажите номер телефона, я перезвоню в течение 3-х секунд.

VoIP оборудование


ближайшие курсы

10 доводов в пользу Asterisk

Распространяется бесплатно.

Asterisk – программное обеспечение с открытым исходным кодом, распространяется по лицензии GPL. Следовательно, установив один раз Asterisk вам не придется дополнительно платить за новых абонентов, подключение новых транков, расширение функционала и прочие лицензии. Это приближает стоимость владения станцией к нулю.

Безопасен в использовании.

Любое программное обеспечение может стать объектом интереса злоумышленников, в том числе телефонная станция. Однако, сам Asterisk, а также операционная система, на которой он работает, дают множество инструментов защиты от любых атак. При грамотной настройке безопасности у злоумышленников нет никаких шансов попасть на станцию.

Надежен в эксплуатации.

Время работы серверов некоторых наших клиентов исчисляется годами. Это значит, что Asterisk работает несколько лет, ему не требуются никакие перезагрузки или принудительные отключения. А еще это говорит о том, что в районе отличная ситуация с электроэнергией, но это уже не заслуга Asterisk.

Гибкий в настройке.

Зачастую возможности Asterisk ограничивает только фантазия пользователя. Ни один конструктор шаблонов не сравнится с Asterisk по гибкости настройки. Это позволяет решать с помощью Asterisk любые бизнес задачи, даже те, в которых выбор в его пользу не кажется изначально очевидным.

Имеет огромный функционал.

Во многом именно Asterisk показал какой должна быть современная телефонная станция. За многие годы развития функциональность Asterisk расширилась, а все основные возможности по-прежнему доступны бесплатно сразу после установки.

Интегрируется с любыми системами.

То, что Asterisk не умеет сам, он позволяет реализовать за счет интеграции. Это могут быть интеграции с коммерческими телефонными станциями, CRM, ERP системами, биллингом, сервисами колл-трекинга, колл-бэка и модулями статистики и аналитики.

Позволяет телефонизировать офис за считанные часы.

В нашей практике были проекты, реализованные за один рабочий день. Это значит, что утром к нам обращался клиент, а уже через несколько часов он пользовался новой IP-АТС. Безусловно, такая скорость редкость, ведь АТС – инструмент зарабатывания денег для многих компаний и спешка во внедрении не уместна. Но в случае острой необходимости Asterisk готов к быстрому старту.

Отличная масштабируемость.

Очень утомительно постоянно возвращаться к одному и тому же вопросу. Такое часто бывает в случае некачественного исполнения работ или выбора заведомо неподходящего бизнес-решения. С Asterisk точно не будет такой проблемы! Телефонная станция, построенная на Asterisk может быть масштабируема до немыслимых размеров. Главное – правильно подобрать оборудование.

Повышает управляемость бизнеса.

Asterisk дает не просто набор полезных функций, он повышает управляемость организации, качества и комфортности управления, а также увеличивает прозрачность бизнеса для руководства. Достичь этого можно, например, за счет автоматизации отчетов, подключения бота в Telegram, санкционированного доступа к станции из любой точки мира.

Снижает расходы на связь.

Связь между внутренними абонентами IP-АТС бесплатна всегда, независимо от их географического расположения. Также к Asterisk можно подключить любых операторов телефонии, в том числе GSM сим-карты и настроить маршрутизацию вызовов по наиболее выгодному тарифу. Всё это позволяет экономить с первых минут пользования станцией.