Возможности Mikrotik, полезные для VoIP-специалистов
Совершенно очевидно, что сетевая инфраструктура является базовой основой для построения системы телефонии, и, чем надежнее эта основа, тем более высокое качество телефонной связи вы сможете обеспечить для абонентов. Также, сеть прямым образом влияет на безопасность, отказоустойчивость, удобство развертывания и обслуживания, масштабируемость и другие важные качества вашей телефонной системы. В данной статье мы рассмотрим возможности и […]
Совершенно очевидно, что сетевая инфраструктура является базовой основой для построения системы телефонии, и, чем надежнее эта основа, тем более высокое качество телефонной связи вы сможете обеспечить для абонентов. Также, сеть прямым образом влияет на безопасность, отказоустойчивость, удобство развертывания и обслуживания, масштабируемость и другие важные качества вашей телефонной системы. В данной статье мы рассмотрим возможности и фичи Router OS, которая используется для управления устройствами Mikrotik. При этом мы уделим внимание именно тому функционалу, который нам интересен с точки зрения особенностей VoIP.
Почему Mikrotik
На рынке сетевого оборудования есть множество производителей, предлагающих решения в самых разных ценовых категориях. Чем же интересен именно Mikrotik?
Во-первых: соотношение цена-качество. Mikrotik предлагает бюджетные решения с широким функционалом, которого достаточно для построения производительной, отказоустойчивой и безопасной локальной сети, что актуально в проектах телефонии для малого/среднего бизнеса. Если мы сравним цену устройства Mikrotik и Cisco или Huawei с аналогичными возможностями, то увидим, что Mikrotik значительно дешевле. Но это совсем не означает что Mikrotik хуже, напротив, устройства, производимые, данной компанией работают не хуже конкурентов с более высокой ценой. К этому же пункту можно отнести систему лицензий Mikrotik, имеющую несколько ступеней и способную удовлетворить большой круг пользователей различного уровня по весьма скромной цене.
Во-вторых: гибкость. Router OS, используемая для управления и взаимодействия с устройствами Mikrotik может быть сконфигурирована практически под любые задачи. Router OS обладает широким функционалом и поддержкой множества протоколов. Такие, наиболее часто используемые в VoIP-системах механизмы, как туннелирование по различным протоколам, обеспечение безопасности с помощью файрволла и разграничения vlan’ов, инструменты приоритезации трафика и многое другое.
В-третьих: удобство. Все устройства Mikrotik управляются только Router OS, независимо от того, какой функционал они реализуют, где применяются и на какую область рынка ориентированы. Это позволяет быстро освоить конфигурирование вашего парка оборудования и в дальнейшем, при необходимости, автоматизировать его. Router OS может быть настроена с помощью различных методов, использующих как GUI/CLI/WEB-интерфейс. Приложение WinBox позволяет подключаться и управлять Mikrotik даже в том случае, если у вас не работает локальная сеть, а утилита The Dude производит мониторинг и массовые действия с вашими роутерами. Вы даже можете управлять вашими устройствами Mikrotik из мобильного приложения.
Безопасность
Устройства компании Mikrotik имеют большой функционал по обеспечению безопасности сетевой инфраструктуры, в которой они используются. Рассмотрим основные аспекты, позволяющие выстроить контур безопасности на основе RouterOS.
Обновления RouterOS. Разработчики компании Mikrotik достаточно быстро реагируют на обнаруживаемые уязвимости, поэтому для обеспечения безопасности важно использовать актуальную версию программного обеспечения. Поддерживать RouterOS в актуальном состоянии довольно просто, но возможности делать это в автоматическом режиме нет. Управление обновлениями происходит в меню System -> Packages -> Check for updates.
Существует четыре ветки прошивок для роутеров Mikrotik — Long Term, Stable, Testing, Development. Для критичных к простоям систем рекомендуется использовать Long Term, для остальных устройств допускается использование ветки Stable.
Производить обновление сразу нескольких устройств Mikrotik позволяет утилита TheDude.
Неиспользуемые службы. Отключение неиспользуемых служб позволяет сократить число возможных способов проникновения злоумышленников на ваше устройство Mikrotik, а заодно и снизить потребление ресурсов.
Управление службами находится в меню IP->Services:
Службы Winbox и SSH следует разрешить только для определенных адресов, с которых вы будете к ним подключаться.
Аналогичным образом следует проверить службы IP->Socs, IP->WebProxy, IP->UPnP.
Управление пользователями. Управление пользователями в Router OS по своей структуре напоминает права доступа к файлам в Linux.Пользователи состоят в группах, каждой группе назначаются права доступа. Рассмотрим подробно права доступа:
- telnet, ssh, ftp, winbox, web, api, romon, dude, tikapp — позволяют пользователю подключаться по обозначенным протоколам;
- local — разрешает пользователю использовать консоль;
- reboot — разрешает пользователю производить перезагрузку устройства;
- read, write — назначает права на чтение или запись;
- sniff — позволяет пользователю производить сбор дампа трафика;
- test — разрешение на запуск инструментов отладки (ping, traceroute, bandwidth-test, wireless scan, snooper);
- password — позволяет пользователю изменять пароль собственной учетной записи;
- policy — позволяет управлять учетными записями.
Настройка политик доступа для учетных данных находится в меню System->Users.
Фаервол и port knoсking. Возможности файрволла в RouterOS весьма широки и по своей организации напоминают фаервол Iptables в linux. Мы не будем подробно углубляться теорию работы фаервола в Router OS и его структуру, так как это тема для отдельной статьи, но мы рассмотрим одно из его практических применений. Как уже говорилось выше, доступ к службам ssh и winbox лучше ограничить списком ip-адресов админских машин. Но возможны случаи, когда необходимо подключиться к Mikrotik с адреса, которого нет в вайт-листе. Для таких ситуаций нам поможет технология port knocking, которая позволит разрешить доступ для ip-адреса после выполнения определенной, заранее установленной последовательности действий. Примером такого действия может быть отправка icmp-пакета размером 116 байт.
Ситуации, когда по тем или иным причинам, провайдер интернета не способен обеспечить надлежащее качество своих услуг, к сожалению, не редкость. Избежать простоев поможет резервирование интернет канала. На устройствах Mikrotik можно реализовать переключение на резервный канал в автоматическом режиме. Router OS имеет встроенную утилиту Netwatch, с помощью которой можно с указанной периодичностью проверять доступность узлов в интернете, например, серверов Google и, при обнаружении их недоступности переключаться на резервный канал. Если хост доступен (проверять мы будет по ICMP), то значит первый канал работает и второй отключен, как только ping-запросы перестанут проходить, произойдет переключение на резервный канал.
Настройка RouterOS происходит следующим образом: добавляем комментарии к маршрутам, до шлюзов провайдеров:
Затем добавляем правило, которое блокирует доступ к серверу 8.8.4.4 по второму интернет каналу (в нашем случае это интерфейс eth2):
Следующим шагом добавляем условие переключения на резервный канал с использованием утилиты Netwatch:
На вкладке Up добавляем скрипт:
/ip route set [find comment="Link1"] disabled=no /ip route set [find comment="Link2"] disabled=yes
И аналогичный на вкладке Down:
/ip route set [find comment="Link1"] disabled=yes /ip route set [find comment="Link2"] disabled=no
Приоритезация трафика на устройствах Mikrotik реализована аналогично механизму HTB, который можно встретить в операционных системах семейства Linux. Алгоритм HTB основан на иерархии классов, где каждому классу трафика устанавливается приоритет, максимальная и минимальная скорость передачи потока. Класс может находиться в одном из трех возможных состояний в зависимости от соотношения пропускной способности класса и установленных для него ограничений скорости. Нормальными состояниями являются green и yellow когда количество трафика не превышает установленные лимиты.
Возможности настройки приоритетов для полосы трафика в RouterOS весьма широки, она позволяет настраивать правила по следующим категориям:
- ip-адрес (либо подсеть), протокол передачи данных, используемые порты, временные группы и т.д.;
- ограничения для P2P-трафика, установка приоритетов одних пакетов над другими;
- разделение полосы канала между хостами в различных пропорциях;
- использование пиковых скоростей для ускорения web-серфинга.
Рассмотрим пример настройки приоритезации голосового трафика на RouterOS.Настройка будет состоять из двух этапов:
- Маркировка трафика.
- Установка правила приоритетов для маркированного трафика.
Настройка маркировки трафика происходит в разделе IP->Firewall, выбираем вкладку Mangle и добавляем новое правило. Указываем цепочку prerouting и в качестве идентификатора используем локальную сеть, в которой расположены телефоны. Можно также указать локальный адрес астериска, если для телефонов нет выделенной сети.
Затем назначаем название метки для выбранных соединений на вкладке Action.
Таким образом мы создали метки для соединений между телефонами и астериском, но нам нужно промаркировать и сам трафик, что бы было возможно его приоритизировать над остальным.
В результате правила маркировки у нас выглядят следующим образом:
После того, как мы настроили маркирование пакетов, нам нужно настроить правила приоритета для трафика с установленной меткой. Для этого используются так называемые очереди обслуживания. Создадим такую очередь в меню Queues
На вкладке General задаем максимальную полосу, которую будет занимать этот трафик и название очереди. На вкладке Advanced устанавливаем приоритет (1- максимальный приоритет).
На этом настройка обработки практически завершена. Осталось аналогичным образом установить очередь обработки для всего остального трафика и задать ему более низкий приоритет.
Остались вопросы?
Я - Компаниец Никита, менеджер компании Voxlink. Хотите уточнить детали или готовы оставить заявку? Укажите номер телефона, я перезвоню в течение 3-х секунд.
категории
- DECT
- Linux
- Вспомогательный софт при работе с Asterisk
- Интеграция с CRM и другими системами
- Интеграция с другими АТС
- Использование Elastix
- Использование FreePBX
- Книга
- Мониторинг и траблшутинг
- Настройка Asterisk
- Настройка IP-телефонов
- Настройка VoIP-оборудования
- Новости и Статьи
- Подключение операторов связи
- Разработка под Asterisk
- Установка Asterisk
VoIP оборудование
ближайшие курсы
Новые статьи
10 доводов в пользу Asterisk
Распространяется бесплатно.
Asterisk – программное обеспечение с открытым исходным кодом, распространяется по лицензии GPL. Следовательно, установив один раз Asterisk вам не придется дополнительно платить за новых абонентов, подключение новых транков, расширение функционала и прочие лицензии. Это приближает стоимость владения станцией к нулю.
Безопасен в использовании.
Любое программное обеспечение может стать объектом интереса злоумышленников, в том числе телефонная станция. Однако, сам Asterisk, а также операционная система, на которой он работает, дают множество инструментов защиты от любых атак. При грамотной настройке безопасности у злоумышленников нет никаких шансов попасть на станцию.
Надежен в эксплуатации.
Время работы серверов некоторых наших клиентов исчисляется годами. Это значит, что Asterisk работает несколько лет, ему не требуются никакие перезагрузки или принудительные отключения. А еще это говорит о том, что в районе отличная ситуация с электроэнергией, но это уже не заслуга Asterisk.
Гибкий в настройке.
Зачастую возможности Asterisk ограничивает только фантазия пользователя. Ни один конструктор шаблонов не сравнится с Asterisk по гибкости настройки. Это позволяет решать с помощью Asterisk любые бизнес задачи, даже те, в которых выбор в его пользу не кажется изначально очевидным.
Имеет огромный функционал.
Во многом именно Asterisk показал какой должна быть современная телефонная станция. За многие годы развития функциональность Asterisk расширилась, а все основные возможности по-прежнему доступны бесплатно сразу после установки.
Интегрируется с любыми системами.
То, что Asterisk не умеет сам, он позволяет реализовать за счет интеграции. Это могут быть интеграции с коммерческими телефонными станциями, CRM, ERP системами, биллингом, сервисами колл-трекинга, колл-бэка и модулями статистики и аналитики.
Позволяет телефонизировать офис за считанные часы.
В нашей практике были проекты, реализованные за один рабочий день. Это значит, что утром к нам обращался клиент, а уже через несколько часов он пользовался новой IP-АТС. Безусловно, такая скорость редкость, ведь АТС – инструмент зарабатывания денег для многих компаний и спешка во внедрении не уместна. Но в случае острой необходимости Asterisk готов к быстрому старту.
Отличная масштабируемость.
Очень утомительно постоянно возвращаться к одному и тому же вопросу. Такое часто бывает в случае некачественного исполнения работ или выбора заведомо неподходящего бизнес-решения. С Asterisk точно не будет такой проблемы! Телефонная станция, построенная на Asterisk может быть масштабируема до немыслимых размеров. Главное – правильно подобрать оборудование.
Повышает управляемость бизнеса.
Asterisk дает не просто набор полезных функций, он повышает управляемость организации, качества и комфортности управления, а также увеличивает прозрачность бизнеса для руководства. Достичь этого можно, например, за счет автоматизации отчетов, подключения бота в Telegram, санкционированного доступа к станции из любой точки мира.
Снижает расходы на связь.
Связь между внутренними абонентами IP-АТС бесплатна всегда, независимо от их географического расположения. Также к Asterisk можно подключить любых операторов телефонии, в том числе GSM сим-карты и настроить маршрутизацию вызовов по наиболее выгодному тарифу. Всё это позволяет экономить с первых минут пользования станцией.