Конфигурирование Digium TE133
Несмотря на все преимущества ip-протоколов, переход полностью на SIP иногда невозможен, да и просто не обоснован ввиду наличия развернутой телефонной инфраструктуры, и если от аналоговых телефонов можно и нужно отказываться в пользу более функциональных IP-телефонов, то отказываться от внешних линий, будь то медные аналоговые линии или цифровые Е1-потоки, не всегда имеет смысл: ведь тогда будут потеряны номера, по которым, в том числе, идентифицируют компанию.
Безусловно, если есть техническая возможность получить те же номера по SIP — то это решает множество проблем, но провайдеры не всегда идут навстречу клиенту, а иногда и вовсе не имеют необходимого оборудования. И в таком случае, специально для заведения всех внешних голосовых потоков в сервер Asterisk, компанией Digium были разработаны аналоговые и цифровые платы.
Платы Digium также требуют настройки, но в отличии от настройки плат для аналоговых и цифровых АТС, настройка не требует сверхчеловеческих усилий, процесс настройки довольно прост и логичен, а также, как и все в Asterisk, сопровождается подробным логированием.
В данной статье мы рассмотрим пример конфигурации платы Digium TE133 на сервере Asterisk и рассмотрим типичные встречающиеся проблемы и способы их решения. Ибо как говорил классик: “Те, кто читают книги (а от себя добавлю, что и гайды в том числе), всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор”:)
Итак, начнем:
Установка платы в сервер
Тут все просто, либо PCI, либо PCI-E. Платы для PCI-E-шины универсальны (х.1, х.4, х.8, х.16), PCI: однопортовые платы универсальны, многопортовые — TE205, TE207, TE405, TE407 — 5V, TE210, TE212, TE410, TE412 — 3.3V.
Далее нужно выбрать тип PRI (E1/T1): если в старой линейке плат это делалось джампером, то в новой — исключительно программно:
T1 — добавить в /etc/modprobe.d/dahdi.conf следующую строку:
options wcte13xp default_linemode=t1
или выполнить под рутом на сервере:
# modprobe wcte13xp default_linemode=t1
E1 добавить в /etc/modprobe.d/dahdi.conf следующую строку:
options wcte13xp default_linemode=e1
или выполнить под рутом на сервере:
# modprobe wcte13xp default_linemode=e1
Далее смотрим, корректно ли определилась у нас плата:
# lspci
Вывод терминала должен показать:
3:00.0 Network controller: Digium, Inc. Wildcard TE133 single-span T1/E1/J1 card (PCI-Express) (rev 01)
Конфигурирование платы
Правим конфиг /etc/asterisk/chan_dahdi.conf:
Типы сигнализации:
national: National ISDN 2 (default)
dms100: Nortel DMS100
4ess: AT&T 4ESS
5ess: Lucent 5ESS
euroisdn: EuroISDN
ni1: Old National ISDN 1
qsig: Q.SIG
Эхоподавление:
echocancel = yes
channel => 1-15,17-31
либо
echocancel = no
Синхронизация сигнализации:
pri_cpe если slave (ведомый)
pri_net если master (ведущий)
Пример для E1 PRI:
group=1
signalling = pri_cpe
switchtype = euroisdn
context = incoming
channel => 1-15,17-31
Правим конфиг /etc/dahdi/system.conf:
loadzone = ru
defaultzone = ru
Конфигурация каналов имеет вид:
span => <Number>,<Timing>,<Line Build Out>,<Framing>,<Coding>,<CRC4>
<Number> – номер порта платы
<Timing> – использовать ли порт как источник синхронизации,
0 – порт ведущий по E1, 1 и более – порт ведомый по E1, является одним из источников синхронизации. Чем больше число, тем меньше приоритет порта.
<Line Build Out> – параметр не используется, ставим 0.
<Framing> – тип телефонной сигнализации, ccs или cas.
<Coding> – кодирование в линии, ami или hdb3
<CRC4> – проверка и генерация crc4
Например:
# Span 1: WCTE1/0/1 «WCTE13X (PCI) Card 0 Span 1» CCS/HDB3 BLUE RED
span=1,1,0,ccs,hdb3
# termtype: te
bchan=1-15,17-31
dchan=16
echocanceller=mg2,1-15,17-31
Тест конфигурации:
Загружаем драйвер платы:
# modprobe wcte13xp
# dahdi_cfg -vv
Запускаем утилиту dahdi_tool:
# dahdi_tool
Если все настроено правильно, то все каналы будут в статусе OK
Если нет — переходим к следующей главе:
Поиск неисправностей
Статусы состояние платы:
Зеленый (Green) — карта синхронизирована с удаленной стороной, все в порядке, поток есть.
Желтый (yellow alarm) — Нет входящего сигнала у противоположной стороны. Данное сообщение означает, что удаленная сторона уведомляет, что с нашей стороны нет сигнала. Как правило проблема в неправильной кроссировке кабеля или в его физическом повреждении, либо в разном параметре CRC4 (с одной стороны включен, с другой нет)
Синий (blue alarm) — Нарушение передачи суперфрейма. Означает, что есть поток, который невозможно правильно декодировать. Проблема может означать несогласованность настроек с двух сторон, проблему со стороны передающей стороны, либо наведении сильного магнитного поля (встречается крайне редко).
Красный (red alarm) — Разрыв линии. Полное отсутствие сигнала.
Постоянно отваливается D-канал: проверьте параметры тайминга
Утилита dahdi_maint:
dahdi_maint это утилита для диагностики проблем с T1/E1 платами. Она позволяет проводить loopback-тесты. Есть три основных типа Loopback: network line, network payload и localhost.
network line loopback настраивает нужный порт на тест на физическом уровне. Это полезно для PRI-провайдера для проверки сети при подключении платы Digium. При данном варианте теста фреймы не проходят через кадрирование и кодирование на плате. Этот тип тестирования функционально эквивалентен физическому замыкания линии PRI, приходящей от провайдера, loopback-коннектором. Чтобы включить тест, например на первом порту, выполните следующую команду:
dahdi_maint —span 1 —loopback networkline
network payload loopback похож network line loopback, за исключением того, что фреймы будут проходить через кадрирование и кодирование, прежде чем возвращаются обратно. Это требует, чтобы плата была правильно настроена в /etc/dahdi/system.conf. Тест позволяет определить, правильно ли работает плата. Чтобы включить тест, например на третьем порту, выполните следующую команду:
dahdi_maint —span 3 —loopback networkpayload
Последний тип loopback-тестирования — это localhost loopback. Этот тип тестирования функционально эквивалентен физическому замыканию платы loopback-коннектором, используется для проверки работоспособности и правильной настройки платы. Чтобы включить тест, например на втором порту, выполните следующую команду:
dahdi_maint —span 2 —loopback localhost
Конфигурирование Extensions.conf
После настройки платы осталось сконфигурировать extensions.conf на использование потока и наслаждаться всеми преимуществами PRI.
Конфигурация extensions.conf для E1 состоит в том, чтобы разрешить звонить абонентам через DAHDI, например через префикс 0, и в самом просто виде это выглядит так:
exten =>_0X.,1,Dial(DAHDI/g1/${EXTEN:1})
Остались вопросы?
Я - Першин Артём, менеджер компании Voxlink. Хотите уточнить детали или готовы оставить заявку? Укажите номер телефона, я перезвоню в течение 3-х секунд.
категории
- DECT
- Linux
- Вспомогательный софт при работе с Asterisk
- Интеграция с CRM и другими системами
- Интеграция с другими АТС
- Использование Elastix
- Использование FreePBX
- Книга
- Мониторинг и траблшутинг
- Настройка Asterisk
- Настройка IP-телефонов
- Настройка VoIP-оборудования
- Новости и Статьи
- Подключение операторов связи
- Разработка под Asterisk
- Установка Asterisk
VoIP оборудование
ближайшие курсы
Новые статьи
10 доводов в пользу Asterisk
Распространяется бесплатно.
Asterisk – программное обеспечение с открытым исходным кодом, распространяется по лицензии GPL. Следовательно, установив один раз Asterisk вам не придется дополнительно платить за новых абонентов, подключение новых транков, расширение функционала и прочие лицензии. Это приближает стоимость владения станцией к нулю.
Безопасен в использовании.
Любое программное обеспечение может стать объектом интереса злоумышленников, в том числе телефонная станция. Однако, сам Asterisk, а также операционная система, на которой он работает, дают множество инструментов защиты от любых атак. При грамотной настройке безопасности у злоумышленников нет никаких шансов попасть на станцию.
Надежен в эксплуатации.
Время работы серверов некоторых наших клиентов исчисляется годами. Это значит, что Asterisk работает несколько лет, ему не требуются никакие перезагрузки или принудительные отключения. А еще это говорит о том, что в районе отличная ситуация с электроэнергией, но это уже не заслуга Asterisk.
Гибкий в настройке.
Зачастую возможности Asterisk ограничивает только фантазия пользователя. Ни один конструктор шаблонов не сравнится с Asterisk по гибкости настройки. Это позволяет решать с помощью Asterisk любые бизнес задачи, даже те, в которых выбор в его пользу не кажется изначально очевидным.
Имеет огромный функционал.
Во многом именно Asterisk показал какой должна быть современная телефонная станция. За многие годы развития функциональность Asterisk расширилась, а все основные возможности по-прежнему доступны бесплатно сразу после установки.
Интегрируется с любыми системами.
То, что Asterisk не умеет сам, он позволяет реализовать за счет интеграции. Это могут быть интеграции с коммерческими телефонными станциями, CRM, ERP системами, биллингом, сервисами колл-трекинга, колл-бэка и модулями статистики и аналитики.
Позволяет телефонизировать офис за считанные часы.
В нашей практике были проекты, реализованные за один рабочий день. Это значит, что утром к нам обращался клиент, а уже через несколько часов он пользовался новой IP-АТС. Безусловно, такая скорость редкость, ведь АТС – инструмент зарабатывания денег для многих компаний и спешка во внедрении не уместна. Но в случае острой необходимости Asterisk готов к быстрому старту.
Отличная масштабируемость.
Очень утомительно постоянно возвращаться к одному и тому же вопросу. Такое часто бывает в случае некачественного исполнения работ или выбора заведомо неподходящего бизнес-решения. С Asterisk точно не будет такой проблемы! Телефонная станция, построенная на Asterisk может быть масштабируема до немыслимых размеров. Главное – правильно подобрать оборудование.
Повышает управляемость бизнеса.
Asterisk дает не просто набор полезных функций, он повышает управляемость организации, качества и комфортности управления, а также увеличивает прозрачность бизнеса для руководства. Достичь этого можно, например, за счет автоматизации отчетов, подключения бота в Telegram, санкционированного доступа к станции из любой точки мира.
Снижает расходы на связь.
Связь между внутренними абонентами IP-АТС бесплатна всегда, независимо от их географического расположения. Также к Asterisk можно подключить любых операторов телефонии, в том числе GSM сим-карты и настроить маршрутизацию вызовов по наиболее выгодному тарифу. Всё это позволяет экономить с первых минут пользования станцией.