artem
18.12.2012
111728

Решение проблем NAT в IP-телефонии Asterisk

NAT или трансляция сетевых адресов — довольно часто используется в сети. Но при использовании NAT необходимо учитывать тот факт, что данная технология может создавать препятствия для прохождения голосовых пакетов, а также инициализации соединений. Существует несколько схем нахождения SIP клиента и сервера Asterisk за NAT. Рассмотрим некоторые из них и способы решения проблем.

Рассмотрим случай, когда SIP клиент (телефон) находится за NAT, а Asterisk — снаружи. В данном случае голосовые пакеты будут перенаправляться на немаршрутизируемый адрес в сети, что в свою очередь соответственно приведет к потере звука.

В данной ситуации решением проблемы будет заключаться в следующем: в файле sip.conf указывается что включен NAT и используется внешний IP, тогда Asterisk будет использовать внешний IP для всех клиентов, кроме явно указанных в праметре localnet. Также стоит установить для сервера параметр qualify, равный примерно 300 миллисекунд — сервер будет опрашивать устройства в сети через заданный промежуток времени. Также возможно целесообразно будет разрешить использовать устройствам технологию Reinvite.

Пример:
sip.conf
[general]
localnet=192.168.1.10/255.255.255.0 ; локальная сеть
externip=88.128.221.1 ; внешний ip адрес
[client]
nat=yes ; включить НАТ
qualify=300 ; проверять соединение каждые 300 мс.

 Следующий случай — сервер Asterisk находится за NAT, а клиенты снаружи. В данной ситуации проблема может заключаться в следующем — поток RTP приходит не с того IP на который настроен транк, а с другого или же маршрутизатор определил поток как не принадлежащий текущей сессии — то чаще всего проявляется это в наличие голоса от звонящего и в тоже время полное отсутствие звука от того кому был совершен звонок.

Решение данной проблемы заключается в следующем: необходимо в явном виде указать серверу Asterisk, что он находится за NAT (в файле sip.conf); перенаправить входящие потоки RTP на Asterisk (в файле rtp.conf указаны порты для RTP соответственно эти порты и должны быть открыты); и последним шагом необходимо запретить Reinvite, т.е. пустить все потоки через Asterisk, запретив телефонам соединяться напрямую.

Пример:
[general]
localnet=192.168.1.10/255.255.255.0 ; локальная сеть
externip=88.128.221.1 ; внешний ip адрес
[client]
nat=yes ; включить НАТ
canreinvite=no
rtp.conf
rtpstart=10000
rtpend=20000

 Следующая типичная схема — когда и сервер Asterisk и SIP-клиенты находятся за NAT. Клиенты снаружи не смогут принимать звонки и SIP сообщения. Или в случае указания в SIP сообщении локального IP адреса телефона, будет происходить потеря звука.

Для избежания потери голоса запрещаем reinvite. Для того чтобы клиенты за NAT могли инициировать соединения с Asterisk и направлять RTP-пакеты на нужный экстеншен — необходимо пробросить требуемые порты через файервол на сервере. Смотрим диапазон портов, используемых Asterisk для RTP, в файле rtp.conf.

Пример проброса портов:
iptables -t nat -A PREROUTING -i eth0 -p udp -m udp —dport 10000:12000 -j DNAT —to-destination 192.168.1.10
iptables -t nat -A PREROUTING -i eth0 -p udp -m udp —dport 5060 -j DNAT Клиент за NAT —to-destination 192.168.1.10
Где eth0 — внешний интерфейс, а 192.168.1.10 — IP адрес Asterisk.

Телефонная книга CallMetrix
Корпоративный телефонный справочник для удобной связи между сотрудниками организации
Скачать описание CallMetrix
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Остались вопросы?

Я - Виталий Шелест, менеджер компании Voxlink. Хотите уточнить детали или готовы оставить заявку? Укажите номер телефона, я перезвоню в течение 3-х секунд.

VoIP оборудование


ближайшие курсы

10 доводов в пользу Asterisk

Распространяется бесплатно.

Asterisk – программное обеспечение с открытым исходным кодом, распространяется по лицензии GPL. Следовательно, установив один раз Asterisk вам не придется дополнительно платить за новых абонентов, подключение новых транков, расширение функционала и прочие лицензии. Это приближает стоимость владения станцией к нулю.

Безопасен в использовании.

Любое программное обеспечение может стать объектом интереса злоумышленников, в том числе телефонная станция. Однако, сам Asterisk, а также операционная система, на которой он работает, дают множество инструментов защиты от любых атак. При грамотной настройке безопасности у злоумышленников нет никаких шансов попасть на станцию.

Надежен в эксплуатации.

Время работы серверов некоторых наших клиентов исчисляется годами. Это значит, что Asterisk работает несколько лет, ему не требуются никакие перезагрузки или принудительные отключения. А еще это говорит о том, что в районе отличная ситуация с электроэнергией, но это уже не заслуга Asterisk.

Гибкий в настройке.

Зачастую возможности Asterisk ограничивает только фантазия пользователя. Ни один конструктор шаблонов не сравнится с Asterisk по гибкости настройки. Это позволяет решать с помощью Asterisk любые бизнес задачи, даже те, в которых выбор в его пользу не кажется изначально очевидным.

Имеет огромный функционал.

Во многом именно Asterisk показал какой должна быть современная телефонная станция. За многие годы развития функциональность Asterisk расширилась, а все основные возможности по-прежнему доступны бесплатно сразу после установки.

Интегрируется с любыми системами.

То, что Asterisk не умеет сам, он позволяет реализовать за счет интеграции. Это могут быть интеграции с коммерческими телефонными станциями, CRM, ERP системами, биллингом, сервисами колл-трекинга, колл-бэка и модулями статистики и аналитики.

Позволяет телефонизировать офис за считанные часы.

В нашей практике были проекты, реализованные за один рабочий день. Это значит, что утром к нам обращался клиент, а уже через несколько часов он пользовался новой IP-АТС. Безусловно, такая скорость редкость, ведь АТС – инструмент зарабатывания денег для многих компаний и спешка во внедрении не уместна. Но в случае острой необходимости Asterisk готов к быстрому старту.

Отличная масштабируемость.

Очень утомительно постоянно возвращаться к одному и тому же вопросу. Такое часто бывает в случае некачественного исполнения работ или выбора заведомо неподходящего бизнес-решения. С Asterisk точно не будет такой проблемы! Телефонная станция, построенная на Asterisk может быть масштабируема до немыслимых размеров. Главное – правильно подобрать оборудование.

Повышает управляемость бизнеса.

Asterisk дает не просто набор полезных функций, он повышает управляемость организации, качества и комфортности управления, а также увеличивает прозрачность бизнеса для руководства. Достичь этого можно, например, за счет автоматизации отчетов, подключения бота в Telegram, санкционированного доступа к станции из любой точки мира.

Снижает расходы на связь.

Связь между внутренними абонентами IP-АТС бесплатна всегда, независимо от их географического расположения. Также к Asterisk можно подключить любых операторов телефонии, в том числе GSM сим-карты и настроить маршрутизацию вызовов по наиболее выгодному тарифу. Всё это позволяет экономить с первых минут пользования станцией.