PJSUA. Установка и использование.
В своей практике для успешной диагностики различных проблем VoIP-инженеру необходим временами довольно широкий инструментарий, включающий в себя в том числе и обширное количество софтфонов. В данной статье речь пойдет о довольно интересном и весьма удобном решении – о PJSUA. Немного о продукте Что же это такое? PJSUA – это сиповый юзер агент с открытым кодом […]
В своей практике для успешной диагностики различных проблем VoIP-инженеру необходим временами довольно широкий инструментарий, включающий в себя в том числе и обширное количество софтфонов. В данной статье речь пойдет о довольно интересном и весьма удобном решении – о PJSUA.
Немного о продукте
Что же это такое? PJSUA – это сиповый юзер агент с открытым кодом реализованный под командную строку linux, и, как заявлено разработчиками, написанный для использования в качестве эталонной реализации PJSIP, но на практике позволяющий успешно траблшутить и обычный SIP, поскольку работает со всеми сиповыми сообщениями (отправленными или полученными).
Хотелось бы также отметить, что помимо всех фишек PJSIP, Приложением поддерживаются такие вещи как:
- Множественные аккаунты с различными друг от друга параметрами регистрации
- Множественные SIP-звонки (с конференциями или без них)
- PIDF и X-PIDF
- Перевод звонков
- Конференции
- DTMF в стандарте RFC 2833
- Адаптивный джиттер
- Протоколы STUN, ICE
- Кодеки Speex, iLBC, GSM, G.711, L16
- Статистика качества при работе с RTCP
Пользовательский интерфейс у этого приложения выглядит следующим образом:

Теперь стоит перейти непосредственно к установке этого чуда.
Установка
На самом деле установка приложения довольно проста. Первым делом с помощью менеджера пакетов устанавливаем зависимости (в моем случае делается все на CentOS 7, так что и в качестве менеджера пакетов будет yum):
# yum install -y python-dev gcc make gcc binutils build-essential

Далее стягиваем с помощью wget архив и распаковываем его:
# wget https://github.com/pjsip/pjproject/archive/2.6.tar.gz

# tar -zxvf 2.6.tar.gz

Полученные исходники компилируем командами:
#./configure
#make dep && make && make install
А вот скриншот с возможными ошибками в процессе:

Информер: Если возникли подобные проблемы в процессе компиляции, то стоит выполнить команду ./configure с ключом —disable-libyuv.
После того как все исходники были скомпилированы и ошибок не возникло, можно проверить корректность установки просто вызвав проверку версии приложения командой:
#pjsua –version

Установку на этом можно считать завершенной, далее приступим непосредственно к использованию.
Функционал и использование
Функционал у этого приложения довольно обширный и стоит пробежаться как минимум по основным функциям, но перед этим распишем ключи с которыми работает pjsua (это же консольное приложенире, как никак).
Общие:
- —help – вызов справки
- —version – выводит информацию о версии (на скриншоте выше мы использовали его для проверки корректности установки)
- —config-file=[имя файла] – считать параметры из файла
Для логгирования:
- —log-file=[имя файла] – писать логи в указаный файл
- —log-level=[0-6] – уровень логгирования от 0 до 6, где 0 – это показывать только фатальные ошибки, а 6 – это полная детализация (по умолчанию использует 5)
- —app-log-level=[0-6] – уровень логгирования для консоли (по умолчанию — 4)
Для управления SIP-аккаунтом:
- —id=[URL] – задается SIP URL учетной записи (например, sip:[email protected])
- —registrar=[URL] – задается URL сервера регистрации
- —proxy=[URL] – задается URL прокси-сервера
- —reg-timeout=[Секунды] – задается необязательный таймаут для регистрации в секундах (по умолчанию – 55 секунд)
- —publish – отправка PUBLISH запросов, для публикации присутствия
- —use-srtp=[0-1-2] – использование srtp (0 – отключено, 1 — необязательное расположение для SRTP в SDP, 2 – использовать для всех вызовов для текущей учетной записи)
- —srtp-secure=[0-1-2] – использование защищенной srtp-сигнализации (0 – отключено, 1 – используется защищенный транспорт до следующего перехода, 2 – используется защищенный сквозной транспорт)
Для аутентификации SIP-аккаунта:
- —realm=[строка] – задается область аутентификации
- —username=[строка] – идентификатор пользователя
- —password=[строка] – очевидно, пароль
Транспорт:
- —local-port=[порт] – задает локальный порт для SIP транспорта
- —ip-addr=[ip-адрес] – задает определенный ip для транспорта
- —no-tcp – отключает tcp
- —no-udp – отключает udp
- —outbound=[URL] – задает URL для исходящего прокси
Хотелось бы сказать, что параметров там предостаточно, и чтобы подробнее их изучить можно ознакомиться с официальным мануалом. К сожалению, на русском языке нет, а тот что на официальном сайте проекта — на английском, но он довольно подробный.
И вот мы потихоньку добрались до использования софтфона. Начинать будем с малого, заведем новую учетную запись и зарегистрируем ее на сервере телефонии, развернутом на виртуальной машине. Для этого используем команды, описанные в меню pjsua:

Если все сделано верно, мы увидим множество SIP-сообщений в консоли:

Проверим что пир зарегистрировался на виртуалке с сервером телефонии выполнив sip show peers:

Как видно из скриншотов, регистрация прошла успешно. Теперь создадим еще один аккаунт на АТС и попробуем выполнить звонок из pjsua на него, запустив при этом sngrep, для попутной диагностики:
Скриншот: Screenshot_9.png Совершаем вызов на 201 используя команду m



Как видно из скриншотов звонок совершен успешно, сообщения летят в обе стороны, как и голос. В процессе звонка в консоли также выводились SIP-сообщения, как и в sngrep’e, что говорит о том, что pjsua отличный инструмент для траблшутинга. Ну и думаю для завершения стать стоит сделать входящий звонок. Наберем с 201 на 101:

Информер: При ответе командой а, требуется указать с каким кодом отвечать. В моем случае это был код 200 (200ОК)


На этом можно считать эксперимент по установке и работе с приложением pjsua успешно завершенным. По своим ощущениям могу сказать, что как инструмент траблшутинга довольно удобен, а то, что он консольный – это несомненно плюс, особенно в тех случаях, когда требуется максимально снизить нагрузку на систему, и, стоит отметить, является достойным противником утилите sipp на поприще нагрузочного тестирования.

Остались вопросы?
Я - Компаниец Никита, менеджер компании Voxlink. Хотите уточнить детали или готовы оставить заявку? Укажите номер телефона, я перезвоню в течение 3-х секунд.
категории
- DECT
- Linux
- Вспомогательный софт при работе с Asterisk
- Интеграция с CRM и другими системами
- Интеграция с другими АТС
- Использование Elastix
- Использование FreePBX
- Книга
- Мониторинг и траблшутинг
- Настройка Asterisk
- Настройка IP-телефонов
- Настройка VoIP-оборудования
- Новости и Статьи
- Подключение операторов связи
- Разработка под Asterisk
- Установка Asterisk
VoIP оборудование
ближайшие курсы
Новые статьи
10 доводов в пользу Asterisk
Распространяется бесплатно.
Asterisk – программное обеспечение с открытым исходным кодом, распространяется по лицензии GPL. Следовательно, установив один раз Asterisk вам не придется дополнительно платить за новых абонентов, подключение новых транков, расширение функционала и прочие лицензии. Это приближает стоимость владения станцией к нулю.
Безопасен в использовании.
Любое программное обеспечение может стать объектом интереса злоумышленников, в том числе телефонная станция. Однако, сам Asterisk, а также операционная система, на которой он работает, дают множество инструментов защиты от любых атак. При грамотной настройке безопасности у злоумышленников нет никаких шансов попасть на станцию.
Надежен в эксплуатации.
Время работы серверов некоторых наших клиентов исчисляется годами. Это значит, что Asterisk работает несколько лет, ему не требуются никакие перезагрузки или принудительные отключения. А еще это говорит о том, что в районе отличная ситуация с электроэнергией, но это уже не заслуга Asterisk.
Гибкий в настройке.
Зачастую возможности Asterisk ограничивает только фантазия пользователя. Ни один конструктор шаблонов не сравнится с Asterisk по гибкости настройки. Это позволяет решать с помощью Asterisk любые бизнес задачи, даже те, в которых выбор в его пользу не кажется изначально очевидным.
Имеет огромный функционал.
Во многом именно Asterisk показал какой должна быть современная телефонная станция. За многие годы развития функциональность Asterisk расширилась, а все основные возможности по-прежнему доступны бесплатно сразу после установки.
Интегрируется с любыми системами.
То, что Asterisk не умеет сам, он позволяет реализовать за счет интеграции. Это могут быть интеграции с коммерческими телефонными станциями, CRM, ERP системами, биллингом, сервисами колл-трекинга, колл-бэка и модулями статистики и аналитики.
Позволяет телефонизировать офис за считанные часы.
В нашей практике были проекты, реализованные за один рабочий день. Это значит, что утром к нам обращался клиент, а уже через несколько часов он пользовался новой IP-АТС. Безусловно, такая скорость редкость, ведь АТС – инструмент зарабатывания денег для многих компаний и спешка во внедрении не уместна. Но в случае острой необходимости Asterisk готов к быстрому старту.
Отличная масштабируемость.
Очень утомительно постоянно возвращаться к одному и тому же вопросу. Такое часто бывает в случае некачественного исполнения работ или выбора заведомо неподходящего бизнес-решения. С Asterisk точно не будет такой проблемы! Телефонная станция, построенная на Asterisk может быть масштабируема до немыслимых размеров. Главное – правильно подобрать оборудование.
Повышает управляемость бизнеса.
Asterisk дает не просто набор полезных функций, он повышает управляемость организации, качества и комфортности управления, а также увеличивает прозрачность бизнеса для руководства. Достичь этого можно, например, за счет автоматизации отчетов, подключения бота в Telegram, санкционированного доступа к станции из любой точки мира.
Снижает расходы на связь.
Связь между внутренними абонентами IP-АТС бесплатна всегда, независимо от их географического расположения. Также к Asterisk можно подключить любых операторов телефонии, в том числе GSM сим-карты и настроить маршрутизацию вызовов по наиболее выгодному тарифу. Всё это позволяет экономить с первых минут пользования станцией.