Яндекс.Метрика

Курс Zabbix: мониторинг Asterisk и VoIP

Курс Zabbix: мониторинг Asterisk и VoIP с 8 сентября по 12 сентября

Количество
свободных мест

8 Записаться

Дистанционные курсы по Asterisk

Дистанционные курсы по Asterisk с 18 августа по 24 августа

Количество
свободных мест

2 Записаться

Курсы по Mikrotik MTCRE

Курсы по Mikrotik MTCRE с 8 декабря по 11 декабря

Количество
свободных мест

6 Записаться
Навигация в правовых дебрях для VoIP-инженеров: Как не потеряться в изменениях законодательства
15
Доклад
Дмитрий Терентьев
Навигация в правовых дебрях для VoIP-инженеров: Как не потеряться в изменениях законодательства
скачать презентацию

Навигация в правовых дебрях для VoIP-инженеров: Как не потеряться в изменениях законодательства

Доклад посвящён ряду актуальных изменений в законодательстве и регулировании, влияющих как на операторов связи, так и на конечных пользователей, включая крупный и средний бизнес. Основное внимание уделяется вопросам верификации вызовов, ограничений, связанных с номерной ёмкостью, взаимодействию с крупными операторами, а также нормативным инициативам в области КИИ (ключевой информационной инфраструктуры).

Верификация вызовов: текущее состояние платформы ЕПВВ

Год назад был представлен новый государственный проект — Единая платформа верификации вызовов (ЕПВВ), созданный для противодействия телефонному мошенничеству, в частности — звонкам с подменой номера. С момента запуска прошло более года, и можно констатировать, что платформа работает — пусть и с перебоями — и в целом решает поставленные задачи.

Однако из-за универсального характера платформы в ней отсутствует поддержка ряда критически важных технических сценариев. Это привело к тому, что часть операторов до сих пор формально не включена в процесс верификации вызовов.

Для конечных пользователей это выражается, в частности, в утрате возможности резервирования. Ранее можно было организовать SIP-транк от разных операторов (например, один номер от Мегафона, но маршрутизация через Билайн) с уведомлением участников. Теперь такая практика невозможна. В условиях повышенных требований со стороны регулятора операторам и бизнесу необходимо обеспечивать надёжность исключительно за счёт дублирующих каналов связи от одного и того же оператора, либо через иные, более дорогие и сложные решения.

Поведение крупных операторов и проблемы взаимодействия

На рынке продолжается доминирование так называемой «большой четвёрки» (а иногда — пятёрки или шестёрки), включая ведущих мобильных операторов и крупнейших провайдеров фиксированной связи. Эти участники рынка исторически имели собственные внутренние решения по антифроду и верификации вызовов. Поэтому внедрение ЕПВВ встретило у них сопротивление — в виде технических ограничений, чрезмерной фильтрации вызовов и даже откровенного игнорирования стандартов.

В ряде случаев крупные операторы блокируют номерные диапазоны других операторов целиком, объясняя это отсутствием верификации вызовов. При этом клиентам таких операторов практически невозможно добиться внятного ответа от техподдержки: обычной практикой является затяжная переписка с отказами.

Отдельное внимание стоит уделить вызовам на номера 8800. Несмотря на официальную позицию государства о запрете использования таких номеров в исходящей связи, внутри сети крупных операторов 8800 продолжает использоваться. Для бизнес-структур, ориентированных на устойчивую голосовую связь, рекомендуется отказаться от использования номеров 8800 в исходящих вызовах — в противном случае возможны полные блокировки таких вызовов без предупреждения.

КИИ: ключевая информационная инфраструктура и её влияние

В свете текущей геополитической ситуации и участившихся кибератак тема КИИ стала крайне актуальной. Законодательство требует категорировать организации по уровню значимости, и если раньше на это отводился год, то теперь с момента официального уведомления организация обязана за 30 дней внедрить всю нормативную документацию.

Это напрямую касается компаний, работающих с персональными данными, финансовыми транзакциями, госуслугами. Важно понимать: системы на базе Asterisk, FreeSWITCH и других open source решений не соответствуют требованиям КИИ. Таким организациям предстоит либо максимально «прятать» такие решения, либо перейти на сертифицированные корпоративные продукты, стоимость которых может достигать десятков миллионов рублей.

Низкая категория КИИ означает более длительное время информирования регулятора в случае инцидента, но в любом случае лучше пройти процедуру категорирования самостоятельно, чем получить назначенную категорию извне.

Лицензия ПДГИ и хаос в правоприменении

Среди операторов связи продолжаются обсуждения возможной отмены лицензии ПДГИ (передача данных для целей передачи голосовой информации). Эта лицензия существует почти 20 лет, но за всё это время так и не был принят ни один нормативный документ, описывающий её практическое применение.

В условиях отсутствия правил и норм ведение деятельности по данной лицензии фактически превращается в произвольное толкование. Это позволяет крупным игрокам интерпретировать её как угодно, что создаёт почву для манипуляций и дискриминации меньших участников рынка. Вероятная отмена лицензии повлечёт за собой очередной виток сложностей в маршрутизации и, возможно, рост стоимости минуты для конечного потребителя.

Ситуация с базой данных перенесённых номеров (БДПН)

Примерно два года назад функции по ведению БДПН были переданы от ЦНИИС к НИИ Радио. С этого момента доступ к базе был закрыт для 90% пользователей. Если раньше операторы могли получить доступ по договору, то теперь это разрешено только участникам не ниже зонового уровня, силовым структурам и федеральным органам власти.

Это решение негативно повлияло на работу небольших операторов и бизнес-структур, осуществляющих массовую SMS-рассылку. Отказ в доступе к базе не имеет юридических оснований и противоречит действующим нормам. Проведённый анализ ситуации показал полную несостоятельность позиции НИИ Радио. Однако вопрос до сих пор не вынесен на публичное разбирательство. В случае заинтересованности представители рынка могут получить материалы и методическую помощь по данному вопросу.

Наиболее значимые тезисы:

  • Платформа ЕПВВ работает, но с ограничениями. Возможности резервирования через SIP-транки между операторами более не доступны.
  • Крупные операторы усилили фильтрацию и блокировки, зачастую полностью ограничивая доступ мелким и средним участникам.
  • Номера 8800 подлежат исключению из исходящей связи.
  • Категорирование по КИИ — обязательная и срочная процедура для всех, кто работает с персданными и финансами.
  • Ситуация с лицензией ПДГИ по-прежнему хаотична, её возможная отмена может повлечь повышение стоимости связи.
  • Ограничение доступа к БДПН — юридически необоснованное и вредное для рынка решение, требующее вмешательства.

Понимание этих процессов критично для устойчивой работы голосовой связи, особенно в контексте построения решений на базе Asterisk и подобных open-source платформ.

Заключение

Текущая ситуация на рынке телекоммуникаций и VoIP требует от всех участников — как операторов, так и бизнес-структур — максимального внимания к вопросам регуляторики, соответствия стандартам, устойчивости инфраструктуры и правовой грамотности.

Ежегодная конференция по Asterisk 2025!

Билеты уже в продаже!

Остались вопросы?

Я - Першин Артём, менеджер компании Voxlink. Хотите уточнить детали или готовы оставить заявку? Укажите номер телефона, я перезвоню в течение 3-х секунд.

Наши
клиенты

Посмотреть все