Модернизация существующей АТС

Почти в каждой компании наступает момент, когда существующая цифровая (или аналоговая) АТС становится узким местом в бизнес-коммуникациях компании, и тогда руководство и IT-отдел начинают задумываться о её полной замене или модернизации.

Asterisk

Чаще всего модернизация производится одним из трех способов:

Наиболее популярными являются следующие симптомы:

  • Закончились свободные порты. Новых сотрудников подключать некуда.
  • Требуется запись разговоров. АТС не умеет записывать разговоры.
  • Необходимы функции колл-центра для отдела продаж и маркетинга. В текущей АТС нет таких возможностей.
  • Требуется аналитика по звонкам для управленческого учета.
  • Функции ограничены. Нет возможности подключить VoIP-операторов связи, Skype, звонок с сайта.
  • Количество внешних линий не позволяет принимать все звонки клиентов, кто-то        не может из-за этого дозвониться в компанию.
  • Есть необходимость подключить телефонию к серверу 1C, но АТС на это не рассчитана.
  • У компании появляются региональные подразделения, но их невозможно подключить к центральной АТС.
  • АТС морально устарела, под неё не выпускают плат или запасных частей. Отказ любого из узлов приведет к остановке работы всей компании.

На самом деле, перечень можно перечислять достаточно долго.

И тут возникает вопрос: какие есть способы получить желаемое, при этом сохраняя то что устраивает. Есть три варианта модернизации старой АТС:

  1. Установка сервера Asterisk и интеграция его с АТС. Старая АТС сохраняется вместе с парком телефонов.
  2. Установка сервера Asterisk и замена АТС на аналоговые шлюзы. Аналоговая проводка и телефоны сохраняются.
  3. Установка сервера Asterisk и полная замена парка телефонов. Используется существующая ЛВС, аналоговые телефоны заменяются на IP-телефоны.

Рассмотрим все эти варианты.

Интеграция Asterisk и существующей АТС.

Данный вариант предполагает классическую схему модернизации, при которой Asterisk ставится «в разрыв» между оператором телефонии и существующей АТС. Все функции по обработке звонков переносятся в Asterisk. Существующая АТС становится «хабом», к которому подключены телефоны, не выполняя при этом никаких действий по интеллектуальной обработке звонка.

Схемы работы:

Базовая схема (до модернизации).
Ввод — внешние линии Е1 в АТС. Внутренние абоненты — с аналоговыми телефонами.

Asterisk


Схема «Оператор-Asterisk-Аналоговая АТС»
Сервер Asterisk перенимает логические функции по управлению звонками (IVR, Routing, Voicemail), выполняет запись разговоров, ведет статистику.


Схема «Оператор-Asterisk-Аналоговая АТС» + подключение IP-телефонов к Asterisk.
Дальнейшее наращивание абонентской базы производится на Asterisk. К Asterisk подключаются как IP-телефоны, так и другие VoIP-устройства.


Схема «Оператор-Asterisk-Аналоговая АТС» — IP-телефоны + удаленные подразделения компании
Становится возможным подключить к IP-АТС в головном офисе все удаленные подразделения: филиалы, магазины, склады, производства и пр. А также — внеофисных работников. Все абоненты могут звонить друг другу совершенно бесплатно, набирая всего три цифры внутреннего номера.


Схема «Оператор-Asterisk-Аналоговая АТС» — IP-телефоны + подразделения + оператор IP-телефонии
По данной схеме помимо IP-телефонов подключается VoIP-оператор, который может давать дополнительную канальность, предоставлять номера из других городов, номер 8-800, Skype-аккаунт или кнопку звонка с сайта.

Где подходит хорошо.

  • Устаревшая АТС подключается к оператору телефонии по Е1 или VoIP (SIP, H.323), либо просто имеет платы подключения E1 или VoIP.
  • Внутернних абонентов много.
  • Пользователям требуются базовые функции.
  • Не требуется запись звонков между абонентами устаревшей АТС.

Где подходит плохо.

  • Устаревшая АТС подключается к оператору телефонии аналоговыми линиями.
  • Требуется запись всех разговоров, в т.ч. между внутренними абонентами.
  • Абоненты аналоговой АТС являются операторами колл-центра.

Преимущества такой схемы:

  • Такая модернизация является самой бюджетной: работы + оборудование (сервер HP, плата потоков Е1 Parabel) могут стоить порядка 75000 рублей.
  • Процесс модернизации является безболезненным — не требуется замены коммуникаций, расшивки плинтов и патч-панелей.
  • Самая быстрая по времени — работы можно подготовить и выполнить за 1 день: с 10-00 до 17-00 — подготовительные работы, 17-00 — 19-00 — переключение.
  • Самая незаметная для пользователей. Придя утром на работу, наверняка никто и не почувствует изменений: телефоны прежние, номерной план и схема набора — как и раньше.

Недостатки такой схемы:

  • Абоненты Asterisk не видят статусы абонентов существующей АТС и наоборот. Секретарю может потребоваться установить системный IP-телефон и сохранить старый системный телефон, чтобы видеть, кто занят, а кто — нет.
  • Соединение между станциями ограничено емкостью потока Е1, т.е. более 30-ти разговоров одновременно не может проходить (в случае использования 1-го потока)
  • Ряд функций Asterisk становятся недоступными для абонентов существующей АТС.
  • Абоненты, которые подключены к Asterisk звонят, набирая «8-код города-номер абонента», абоненты АТС — начинают набор с 9-ки.
  • При внедрении такой схемы потребуются работы по перенастройке АТС. Если системный администратор компании не сможет выполнить все настройки самостоятельно, потребуется привлекать профильных специалистов, что потребует дополнительных затрат (порядка 8000-15000 рублей в зависимости от станции)
  • Модернизация сохраняет все старое железо: если АТС все-же поломается, а комплектующих под нее не будет, то придется в оперативном режиме заменять её на шлюзы.
  • В случае если нет платы E1 или VoIP в аналоговой АТС, может потребоваться её приобретение, что скажется на стоимости проекта.
  • Необходимо заниматься поддержкой двух АТС — новой IP-АТС Asterisk и прежней АТС.

Особенности данной конфигурации

Надо заметить, что даже при перечисленных недостатках, эта схема модернизации — одна из наиболее популярных. Нередко «существующей АТС» является вполне современная и функциональная IP-АТС, например, Cisco или Avaya (а также многочисленные Panasonic KX-TDA/KX-TDE, Samsung OfficeServ 7200/7400, LG и пр.), в которых использование необходимых функций (например, запись разговоров, голосовая почта, call-center) может потребовать приобретения дорогостоящих лицензий.

Замена существующей АТС на аналоговые шлюзы. Сохранение телефонной проводки и аппаратов.

В этом варианте от АТС отказываются, отключая её совсем. Вместо неё ставят сервер Asterisk и шлюзы аналоговых линий. Каждый шлюз рассчитан на 30 внутренних линий. Можно устанавливать любое количество шлюзов. Аналоговые телефоны подключаются непосредственно в сами шлюзы.

Схема «Оператор-Asterisk-Шлюз»
Вместо АТС подключается требуемое количество шлюзов, к которым будут подключены аналоговые абоненты. Функции АТС переносятся на Asterisk.
Проводка сохраняется. Пользователи «не замечают» обновления. Появляется возможность неограниченно расширять номерную ёмкость.


Схема «Оператор-Asterisk-Шлюз» + расширение за счет IP-телефонов
В дополнение к предыдущей схеме подключение новых абонентов происходит за счет IP-телефонов. Это не требует прокладывать провода, т.к. каждый IP-телефон оборудован коммутатором ЛВС, позволяющей ему и компьютеру использовать один кабель ЛВС. Аналоговые абоненты могут звонить абонентам на IP-телефоны, при этом никакой разницы между самими абонентами нет.


Схема «Оператор-Asterisk-Шлюз» + IP-телефоны + Подключение удаленных подразделений.
В дополнении становится возможным подключить к IP-АТС в головном офисе все удаленные подразделения: филиалы, магазины, склады, производства и пр. А также — внеофисных работников. Все абоненты могут звонить друг другу совершенно бесплатно, набирая всего три (или четыре) цифры внутреннего номера.


Схема «Оператор-Asterisk-Шлюз» + IP-телефоны + Подразделения + оператор IP-телефонии.
По данной схеме помимо IP-телефонов и удаленных подразделений подключается VoIP-оператор, который может давать дополнительную канальность, предоставлять номера из других городов, номер 8-800, Skype-аккаунт или кнопку звонка с сайта.

Где подходит хорошо.

Схема оптимальна в тех случаях, когда существующая АТС значительно устарела, имеет сильно ограниченный функционал, необходимо расширить возможности телефонии, доступные для абонентов, но при этом нет возможности менять весь телефонный парк.

Где подходит плохо.

Плохо подходит для нужд колл-центров. Хотя при этом возможно реализовать внутренний колл-центр, где у операторов будут IP-телефоны.

Преимущества такой схемы:

  • Значительная экономия: стоимость порта в шлюзе в несколько раз ниже стоимости IP-телефона.
  • Централизованное управление: есть только одна IP-АТС, через нее происходит все управление.
  • Централизованное питание: все шлюзы можно подключить к ИБП, что даст бесперебойную работу связи даже при полном отключении питания.
  • Аналоговые телефоны обладают большим функционалом по сравнению с предыдущим вариантом. За исключением некоторых, появляется большинство функций IP-телефонов.

Недостатки такой схемы:

  • В некоторых случаях требуются работы по перекроссировке телефонных кабелей для подключения в шлюзы.
  • Некоторые дешевые аналоговые и DECT-телефоны могут давать эхо.
  • На аналоговых телефонах не удобны некоторые цифровые функции — перевод вызова, отображение номера звонящего, постановка на удержание и консультационный звонок, и пр.

Особенности данной конфигурации

При правильном выборе шлюзов и сервера конфигурация может получиться очень удачной за счет высокой функциональности и низкой цены.

Замена существующей АТС на IP-АТС Asterisk и IP-телефоны.

В этом варианте от АТС и от всех аналоговых телефонов отказываются полностью. Вместо неё ставят сервер Asterisk и IP-телефоны.

Схема «Оператор-Asterisk»
Производится полная замена парка телефонов, АТС заменяется на сервер IP-телефонии Asterisk. Внутренние абоненты подключаются через ЛВС. У каждого сотрудника максимальный набор возможных функций IP-телефонии.


Схема «Оператор-Asterisk» + подключение оператора IP-телефонии
Становится возможным и целесообразным подключить оператора IP-телефонии для экономии на звонках по РФ и заграницу. Также оператор может подключить дополнительные номера 8-495, либо номера других городов РФ или мира, подключить номер 8-800, Skype или кнопку бесплатного звонка с сайта.


Схема «Оператор-Asterisk» + оператор IP-телефонии + удаленные подразделения
В дополнение к предыдущей схеме, через Интернет производится подключение удаленных подразделений компании: филиалов, магазинов, складов, АТС партнеров и пр. Все абоненты объединенной сети получают возможность звонить друг другу бесплатно, с использованием коротких внутренних номеров.

Где подходит хорошо.

Схема наиболее хорошо подходит для небольших компаний, которые имеют незначительный парк телефонов. Также рассчитана на компании, которые готовы немного переплатить по сравнению с прежними вариантами, но получить новое оборудование и самый полный набор функций IP-телефонии. Отлично подходит для компаний, которые имея аналоговую АТС переезжают в новый офис, в котором нет телефонных линий и их потребуется прокладывать своими силами и за свой счет.

Где подходит плохо.

Нет.

Преимущества такой схемы:

  • Полностью обновляется парк телефонов и оборудования.
  • Все оборудование имеет все цифровые функции IP-телефонии. Возможности сотрудников по связи значительно расширяются.
  • Для подключения нового сотрудника к телефонии достаточно поставить ему IP-телефон на стол, подключенный к ЛВС. Кабелей протягивать не надо.
  • Гораздо престижнее иметь на столе современный IP-телефон Cisco, нежели обычный Panasonic. Это еще раз подчеркивает статус компании.

Недостатки такой схемы:

  • Схема является более затратной относительно предыдущих двух вариантов. При этом эти затраты очень часто окупаются в короткий срок.
  • Локальная сеть компании должна быть в хорошем состоянии, без узких мест.

Особенности данной конфигурации

Схема является самой революционной, так как предполагает полный отказ от устаревшей телефонии.