artem
04.02.2013
54849

Настройка DHCP-сервера для автоконфигурирования ip-телефонов

В нашей компании реализован механизм автоконфигурирования некоторых наиболее популярных моделей ip-телефонов ( так называемый autoprovisioning). Но для функционирования данной опции необходимо произвести некоторые настройки DHCP-сервера. В данной статье рассмотрено три наиболее встречаемых платформы, на которых обычно развернут DHCP-сервер: Windows server ( на примере windows server 2003) CentOS Роутер CISCO Роутер Mikrotik Полную настройку DHCP-сервера рассматривать в данной статье не имеет смысла, поэтому для примера возьмем уже поднятые и преднастроенные DHCP-сервера, но без прописанной опции 66.

  1. Принцип autoprovisioning
  2. Прописывание опции 66 на Windows server 2003
  3. Прописывание опции 66 на CentOS 5.8
  4. Прописывание опции 66 на роутере Cisco
  5. Прописывание опции 66 на Mikrotik

1. Принцип autoprovisioning

IP-телефон загружает файлы прошивки и конфигурации с TFTP-сервера. Для того, чтобы аппарат знал нахождение сервера загрузки, необходимо явно указать ему IP-адрес данного сервера. Для этого служит опция 66 на сервере DHCP.

Телефонный аппарат при получении IP-адреса с DHCP-сервера обращается к строке в которой прописана опция 66. И после этого происходит его обращение к тому серверу TFTP, который указан в данной опции, и уже с сервера TFTP телефон подгружает файлы прошивки и конфигурации.

2. Прописывание опции 66 на Windows server 2003

Если DHCP-сервер поднят на Windows Server 2003, то для добавления 66 опции необходимо выполнить следующие шаги:

  1. Запускаем: Пуск>Все программы>Администрирование>DHCP
  2. Выбираем Параметры области активного DHCP-сервера, далее Действие>Настроить параметры
  3. В открывшемся окне выбираем опцию 66 Имя узла сервера загрузки (отмечаем галочкой) и прописываем ip-адрес TFTP-сервера в поле строковое значение. Нажимаем Применить>ОК
  4. На вкладке Параметры области будет отображаться подключенная опция 66

3. Прописывание опции 66 на CentOS 5.8

Настройки DHCP в ОС CentOS 5.8 производятся в файле /etc/dhcpd.conf.

Рассмотрим случай когда наш сервер Asterisk является одновременно DHCP и TFTP сервером

Открываем файл любым редактором, например, для mcedit в командной строке выполнить:

mcedit /etc/dhcpd.conf

Необходимые настройки:

option opt66 code 66 = string; #указывается, что опция 66 текстового типа (некоторые ip-телефоны Cisco некорректно конфигурируются если 66 опцию указать в числовом формате, например, option opt66 code 66 = ip-address;)

option tftp-server-name «tftp://<IP-address-tftp-server>»; # указывается, используемый TFTP-сервер (в данном случае IP-адрес сервера Asterisk)

option opt66» <IP-address-tftp-server>»; # указывается IP-адрес TFTP сервера

Следует обратить внимание: так как опция 66 прописана как строковый тип, то IP-адрес берется в кавычки. Если же опция указана как числовая, то IP-адрес указывается без кавычек.
Например:
option opt66 code 66 = string;
option opt66 «192.168.1.1»;

option opt66 code 66 = ip-address;
option opt66 192.168.1.1;

Примерный вид файла dhcpd.conf:

4. Прописывание опции 66 на роутере Cisco

Теперь перейдем к настройкам DHCP-сервера поднятого на роутере Cisco.

Входим в режим конфигурирования DHCP-pool:

Router (config)# service dhcp

Router (config)# ip dhcp pool <pool_name>

И прописываем необходимую опцию 66

Router (config-pool)# option 66 ascii <IP-address_TFTP-server>

Router (config-pool)# option 66 ip <IP-address_TFTP-server>

Обратите внимание, что в данном случае тоже можно указать как в числовом так и в текстовом формате.
ascii — текстовый
ip — числовой

Пример:

ip dhcp pool EXAMPLE
network 192.168.1.0 255.255.255.0
next-server 195.1.1.10
domain-name example.ru
default-router 192.168.1.1
dns-server 8.8.8.8
option 66 ascii 195.168.1.10
lease 0 1

Прописывание опции 66 на Mikrotik

Настройку Mikrotik производим через WinBox.

1. IP -> DHCP Server -> Options

добавляем поле:

mikrotik dhcpd tftp

Если версия прошивки от 5.0 и до 5.7 включительно, то value нужно указывать в одинарных кавычках ‘192.168.1.2’

Если версия прошивки 5.8 и выше то value указывается следующим образом s’192.168.1.2′. Далее, в разделе Networks выбираем созданный нами пункт в разделе DHCP Options:

mikrotik dhcpd tftp

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Остались вопросы?

Я - Виталий Шелест, менеджер компании Voxlink. Хотите уточнить детали или готовы оставить заявку? Укажите номер телефона, я перезвоню в течение 3-х секунд.

VoIP оборудование


ближайшие курсы

10 доводов в пользу Asterisk

Распространяется бесплатно.

Asterisk – программное обеспечение с открытым исходным кодом, распространяется по лицензии GPL. Следовательно, установив один раз Asterisk вам не придется дополнительно платить за новых абонентов, подключение новых транков, расширение функционала и прочие лицензии. Это приближает стоимость владения станцией к нулю.

Безопасен в использовании.

Любое программное обеспечение может стать объектом интереса злоумышленников, в том числе телефонная станция. Однако, сам Asterisk, а также операционная система, на которой он работает, дают множество инструментов защиты от любых атак. При грамотной настройке безопасности у злоумышленников нет никаких шансов попасть на станцию.

Надежен в эксплуатации.

Время работы серверов некоторых наших клиентов исчисляется годами. Это значит, что Asterisk работает несколько лет, ему не требуются никакие перезагрузки или принудительные отключения. А еще это говорит о том, что в районе отличная ситуация с электроэнергией, но это уже не заслуга Asterisk.

Гибкий в настройке.

Зачастую возможности Asterisk ограничивает только фантазия пользователя. Ни один конструктор шаблонов не сравнится с Asterisk по гибкости настройки. Это позволяет решать с помощью Asterisk любые бизнес задачи, даже те, в которых выбор в его пользу не кажется изначально очевидным.

Имеет огромный функционал.

Во многом именно Asterisk показал какой должна быть современная телефонная станция. За многие годы развития функциональность Asterisk расширилась, а все основные возможности по-прежнему доступны бесплатно сразу после установки.

Интегрируется с любыми системами.

То, что Asterisk не умеет сам, он позволяет реализовать за счет интеграции. Это могут быть интеграции с коммерческими телефонными станциями, CRM, ERP системами, биллингом, сервисами колл-трекинга, колл-бэка и модулями статистики и аналитики.

Позволяет телефонизировать офис за считанные часы.

В нашей практике были проекты, реализованные за один рабочий день. Это значит, что утром к нам обращался клиент, а уже через несколько часов он пользовался новой IP-АТС. Безусловно, такая скорость редкость, ведь АТС – инструмент зарабатывания денег для многих компаний и спешка во внедрении не уместна. Но в случае острой необходимости Asterisk готов к быстрому старту.

Отличная масштабируемость.

Очень утомительно постоянно возвращаться к одному и тому же вопросу. Такое часто бывает в случае некачественного исполнения работ или выбора заведомо неподходящего бизнес-решения. С Asterisk точно не будет такой проблемы! Телефонная станция, построенная на Asterisk может быть масштабируема до немыслимых размеров. Главное – правильно подобрать оборудование.

Повышает управляемость бизнеса.

Asterisk дает не просто набор полезных функций, он повышает управляемость организации, качества и комфортности управления, а также увеличивает прозрачность бизнеса для руководства. Достичь этого можно, например, за счет автоматизации отчетов, подключения бота в Telegram, санкционированного доступа к станции из любой точки мира.

Снижает расходы на связь.

Связь между внутренними абонентами IP-АТС бесплатна всегда, независимо от их географического расположения. Также к Asterisk можно подключить любых операторов телефонии, в том числе GSM сим-карты и настроить маршрутизацию вызовов по наиболее выгодному тарифу. Всё это позволяет экономить с первых минут пользования станцией.